Академия труда и социальных отношений. Учебно-методический комплекс по физкультуре методическая разработка по физкультуре (класс) на тему Личностные результаты освоения курса

  • Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.
  • Тема 4. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.
  • Часть 1
  • Часть 2
  • Тема 5. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов ат и со.
  • Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.
  • Тема 7. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.
  • Тема 8. Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или систем физических упражнений.
  • 1.4. Методические указания по изучению дисциплины.
  • I курс 1-й семестр (62 ч.)
  • I курс 2-й семестр (66 ч.)
  • II курс 3-й семестр (64 ч.)
  • II курс 4-й семестр (66 ч.)
  • III курс 5-й семестр (64 ч.)
  • III курс 6-й семестр (66 ч.)
  • 3. Материалы тестовой системы.
  • Тесты по программе « президентских состязаний»
  • Для студентов основного отделения
  • 4. Перечень вопросов к зачетам и темы контрольных работ по любой теме:
  • Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры
  • Тема 3. Здоровый образ жизни.
  • Тема 4. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
  • Тема 5. Профессионально-прикладная физическая подготовка
  • Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
  • Тема 7. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
  • Тема 8. Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или системы физических упражнений
  • Примерные билеты к итоговой аттестации по предмету «физическая культура» в вуЗе. Билет № 1
  • Билет №6
  • Билет №16
  • 5. Список литературы
  • 5.1. Основная литература
  • 5.2. Дополнительная литература
  • 6. Глоссарий.
  • Приложения
  • 1.2. Современное состояние физической культуры и спорта
  • 1.3. Федеральный закон «о физической культуре и спорте рф»
  • 1.4. Физическая культура личности.
  • 1.5. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.
  • 1.6. Физическая культура как учебная дисциплина в ат и со.
  • Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры.
  • 2.1. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Обмен веществ.
  • 2.2. Кровообращение. Сердечно-сосудистая система.
  • 2.3. Системы внутренних органов.
  • Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья
  • 3.1. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие
  • 3.2. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни.
  • 3.3. Здоровый образ жизни и его составляющие
  • 3.6.Критерии эффективности здорового образа жизни.
  • Тема 4 Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания.
  • 4.1. Общая физическая подготовка
  • 4.2. Специальная физическая подготовка
  • 4.3. Спортивная подготовка
  • 4.4.Структура подготовленности спортсмена.
  • 4.5. Зоны и интенсивность физических нагрузок
  • 4.6.Значение мышечной релаксации (расслабления).
  • 4.7. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.
  • Тема 5. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов ат и со.
  • 5.1. Цели и задачи ппфп.
  • 5.2. Содержание программы ппфп студентов ат и со.
  • 5.3. Динамика работоспособности.
  • 5.4. Производственная гимнастика. Теория «активного отдыха».
  • 5.5. Экономическая эффективность занятий физической культурой
  • Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.
  • 6.4. Особенности самостоятельных занятий для женщин.
  • 6.5. Планирование и управление самостоятельными занятиями.
  • 6.6. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста.
  • 6.7. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности.
  • 6.8. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам контроля.
  • Тема 7. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.
  • 7.1. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
  • 7.2. Врачебный контроль, его содержание.
  • 7.3. Педагогический контроль, его содержание.
  • 7.4.Самоконтроль, его основные методы, показатели.
  • 7.5. Дневник самоконтроля
  • 7.7. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.
  • Тема 8. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
  • 8.1. Массовый спорт и спорт высших достижений.
  • 8.4. Олимпийские игры и Универсиада.
  • 8.5. Современные популярные системы физических упражнений.
  • 8.6. Спортивные соревнования как средство и метод контроля общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки студентов.
  • Для студентов 1 курса основного отделения
  • Для студентов 2 курса основного отделения
  • Контрольные упражнения по физической
  • Подготовленности
  • Физическая культура

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

    (Для подготовки специалистов по направлению

    080104 «Экономика труда»; 080105 «Финансы и кредит»; 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»)

    Москва – 2008

    Михеев, С.И., Сафошин, А.В., Цедилин, Ю.В. Физическая культура: учебно-методический комплекс / С.И. Михеев, А.В. Сафошин, Ю.В.Цедилин. – М. : Издательский дом «АТИСО», 2008.– 64 с.

    В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Физическая культура» (требования Государственного стандарта по дисциплине «Физическая культура», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, методические рекомендации, тесты, литература и основные теоретические положения по дисциплине, вопросы для самоконтроля).

    Предназначен для подготовки бакалавров по направлениям: 080100 «Экономика», 080500 «Менеджмент», 030500 «Юриспруденция».

    Рецензенты – В.А. Якушев, Ю.Ф. Жабин.

    © Академия труда

    и социальных отношений, 2008

    © Михеев С. И., Сафошин А.В.,

    Цедилин Ю.В., 2008

    Введение

    Учебно-методический комплекс (УМК) представляет собой совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по преподаванию учебной дисциплины «Физическая культура», предусмотренный основными образовательными программами, реализующимися в Академии труда и социальных отношений для направления бакалавриат.

    Дисциплина «Физическая культура» входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.

    Учебно-методический комплекс дисциплины «Физическая культура» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Федерального закона «О физической культуре и спорте РФ» № 80-ф3 и Примерной программы по физической культуре для высших учебных заведений.

    1. Программа учебной дисциплины «Физическая культура».

    1.1. Цели и задачи дисциплины

    Физическая культура осуществляет свои образовательные и развивающие функции в процессе физического воспитания .

    Целью физического воспитания студентов АТиСО является формирование физической культуры личности и обеспечение психофизической готовности к будущей профессиональной деятельности.

    Задачи физического воспитания :

    -воспитательная : формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, установка на здоровый образ жизни и физическое самосовершенствование, профилактика девиантного поведения среди студенческой молодежи;

    -образовательная : понимание роли физической культуры в развитии личности, подготовка к профессиональной деятельности, знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

    -развивающая : обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессиональной деятельности, овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих развитие жизненно необходимых качеств и свойств личности;

    -оздоровительная : приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия с целью достижения жизненных и профессиональных целей.

    Указанный обязательный минимум содержания программы учебной дисциплины «Физическая культура» позволяет предъявлять следующие требования к знаниям и умениям студентов после окончания курса обучения:

    - знать значение физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке, социально-биологические основы физической культуры и спорта, основы законодательства РФ о физической культуре, требования к физической культуре человека;

    - уметь вести здоровый образ жизни, использовать средства физической культуры для оптимизации работоспособности;

    - владеть навыками проведения общей и специальной физической подготовки, профессионально-прикладной физической подготовки в соответствии с условиями труда в избранной профессии, техническими приемами в избранном виде спорта, основами методики самостоятельных занятий и осуществления самоконтроля.

  • Учебно-методический комплект Физическая культура для учащихся 1-11классов под редакцией В. И. Ляха



    Структура УМК по физической культуре

    • Рабочие программы: Физическая культура 1-4 классы
    • Учебники :
    • « Мой друг физкультура» для 1-4 классов;
    • «Физическая культура» для 5-7 классов;
    • 8-9 и 10-11 классов; Методические пособия для учителей:
    • 5-7 классов;
    • 8-9 классов
    • 10-11 классов;


    Целью школьного физического воспитания является форми­рование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.


    • Пояснительная записка
    • Общая характеристика курса
    • Место курса в учебном плане
    • Личностные, метапредметные и предметные
    • результаты освоения курса,
    • Содержание курса
    • Тематическое планирование
    • Учебно-методическое
    • и материально-техническое обеспечение курса
    • Приложение 1. Внеурочная работа Приложение 2. Физкультурно-массовые
    • и спортивные мероприятия

    Комплексный подход

    Программа содержит материал взаимосвязанных частей:

    • уроки физической культуры;
    • Внеурочная работа;

    Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.


    Личностные результаты освоения курса

    • формирование чувства гордости за свою Родину, россий­ский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
    • формирование уважительного отношения к культуре других народов;
    • развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
    • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоцио­нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрос­лыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нор­мах, социальной справедливости и свободе;
    • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
    • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

    Метапредметные результаты освоения курса

    • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
    • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
    • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
    • готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества;
    • овладение начальными сведениями о сущности и особен­ностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
    • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    Предметные результаты освоения курса

    • формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физи­ческого, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоци­ональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
    • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагру­зок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

    МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

    • «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчёта Зч в неделю (всего 405ч):
    • в 1 классе -99ч;
    • во 2 классе - 105 ч;
    • в 3 классе -105 ч;
    • в 4 классе -105 ч.

    Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».

    Рабочая программа рассчитана на 414 ч на четыре года обучения (по Зч в неделю).


    • От наличия спортивной базы и ее оснащения
    • От уровня подготовки и специализации учителей физкультуры
    • От региональных климатогеографических условий
    • От национальных особенностей
    • От пожеланий детей и родителей

    Предпочтения следует отдавать:

    • Физическим упражнениям на воздухе (лыжная подготовка, кросс, ОФП, легкая атлетика, подвижные игры, футбол, хоккей, лапта, фигурное катание и др.)
    • Корригирующей гимнастике; фитболгимнастике; элементам аэробики, степаэробики, фитнеса, шейпинга, каланетика, стретчинга, атлетической гимнастики и т.п.

    • Углубленное изучение традиционных (баскетбола, волейбола, гандбола, футбола, бадминтона, тенниса и настольного тенниса), и новых спортивных игр (софтбола, стритбола, флорбола)
    • Национальные виды спорта, игры и танцы

    Кроме рабочей программы физическая культура в 1-4 классах УМК содержит учебники и методические пособия для учащихся всех возрастов

    Они распределены

    для детей 1-4, 5-7, 8-9 и

    10-11 классов


    Учебник по физической культуре для учащихся 1-4 классов

    • Отлично иллюстрирован и доступен для младших школьников
    • Помогает родителям ознакомить детей с азами физической культуры и здорового образа жизни
    • В конце учебника помещены методические рекомендации для учителей






    • Физическая культура : Учеб. для учащихся 5-7 кл. общеобразоват. учреждений /М.Я.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова и др. – М.: Просвещение, 2006. – 156 с.



    Физическая культура : Учеб. для учащихся 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А. Зданевич; под ред. В.И. Ляха – М.: Просвещение, 2007. – 208 с.






    Физическая культура: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А. Зданевич; под ред. В.И. Ляха – М.: Просвещение, 2007. – 240 с.






    • В учебниках хорошо представлен материал по обучению двигательным действиям и развитию физических качеств учащихся
    • Успешно решается проблема домашних заданий (самостоятельных занятий школьников)
    • В учебниках для 8-9 и 10-11 классов оптимальное количество материала по теории физической культуры, его изложение интересно и доступно школьникам, что немаловажно для подготовки к экзаменам по физической культуре

    • Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя / В.И.Лях, Г.Б.Мейксон, Ю.А. Копылов и др.; под ред. В.И.Ляха, Г.Б.Мейксона. – М.: Просвещение, 2002. – 192 с.
    • Физическая культура. 8-9 классы: Пособие для учителя / В.И.Лях, А.А. Зданевич; под ред. В.И.Ляха. – М.: Просвещение, 2007. – 112 с.

    Учебные пособия для учителей физкультуры

    Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя / А.В.Березин, А.А.Зданевич, Б.Д.Ионов и др.; под ред. В.И.Ляха. – М.: Просвещение, 2002. – 125 с.

    Физическая культура. 5-9 классы: Тестовый контроль . Пособие для учителя /В.И. Лях. – 2007. – 144 с.


    • В пособиях учителя найдут рекомендации по планированию занятий, анатомо- физиологическим и психическим особенностям детей разного возраста и пола, рекомендации по развитию моторики и обучению двигательным действиям
    • Следует обратить внимание на раздел «Контроль и оценка успеваемости», позволяющий справиться с проблемой безотметочного оценивания школьников на уроках физической культуры

    Физическая культура: Учебно-наглядное пособие для учащихся начальной школы: 1-4 классы (Папка)


    Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С.

    Физическая культура: Учебно-наглядное пособие для учащихся начальной школы: 1-4 классы (Папка)

    • служит дополнением к учебнику по физической культуре для начальной школы
    • выполнено в виде рисунков, иллюстрирующих упражнения, изучаемые в начальной школе, и краткого пояснительного текста к ним

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    УРЮПИНСКИЙ ФИЛИАЛ

    ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Кафедра физического воспитания

    , кандидат военных наук

    Учебно-методический комплекс по дисциплине

    Физическая культура

    Учёным советом факультета кафедрой Физического воспитания

    Протокол № _____ Протокол №_____

    «___»________200__г. «___»_________200__г.

    Декан факультета_________ Зав. кафедрой_________________

    , кандидат военных наук, доцент

    Учебно-методический комплекс по дисциплине Физическая культура

    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования .

    Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специализации и является обязательной для изучения.

    · Контрольные вопросы по каждой теме.

    ВВЕДЕНИЕ

    Физическая культура в высших учебных заведениях представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких человеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

    На основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения в учебных планах вузов по всем направлениям и специальностям предусмотрено выделение 408 часов на дисциплину «Физическая культура» в обязательном курсе на весь период обучения с проведением итоговой аттестации.

    Целью подготовки данного УМК является оказание помощи студентам и преподавателям филиала при планировании и проведении практических занятий в основном, специальном и спортивном отделениях

    Раскрывая вопросы, связанные с планированием учебных занятий, обучением технике выполнения физических упражнений, учитывались особенности содержания образовательного процесса по физическому воспитанию на современном этапе, которые способствовали – бы формированию потребностей студентов в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, стремлению к физическому совершенствованию и самовоспитанию.

    Практический материал, в первую очередь, предназначен для групп, которые в учебном процессе используют такие виды спорта, как лёгкая атлетика , баскетбол , волейбол, общефизическая подготовка.

    Организация и руководство физическим воспитанием

    Целью физического воспитания в филиале является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.

    В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

    Воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;

    Сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;


    Всесторонняя физическая подготовка студентов;

    Профессионально – прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;

    Приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;

    Совершенствования спортивного мастерства студентов – спортсменов;

    Воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

    Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности .

    Одной из главных задач высших учебных заведений является физическая подготовка студентов.

    Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программы возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями.

    Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза.

    Формы физического воспитания студентов

    Физическое воспитание проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

    Учебные занятия являются основной формой физического воспитания. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедры физического воспитания.

    Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.

    Эти занятия могут проводиться во вне учебное время по заданию преподавателей или в секциях.

    Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

    Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное время от учебных занятий, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях. Эти мероприятия проводятся на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации филиала.

    Программное построение курса физического воспитания

    Учебный материал программы предусматривает решение задач физического воспитания студентов и состоит из теоретического и практического разделов.

    Практический раздел программы содержит учебный материал для всех учебных отделений, который направлен на решение конкретных задач физической подготовки студентов. В содержание занятий всех учебных отделений включаются разделы:

    Лёгкая атлетика,

    Спортивные игры,

    Общефизическая подготовка

    Наряду с учебным материалом для всех учебных отделений программа включает материал для специального учебного отделения и спортивного совершенствования.

    Программа определяет особенности обучения в каждом учебном отделении с учётом направленности их работы.

    Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях

    Основным принципом при определении содержания работы в разных учебных отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу.

    Его сущность заключается в том, что учебный материал формируется для каждого учебного отделения с учётом пола, уровня физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности студентов.

    Учебно-воспитательный процесс в отделениях проводится в соответствии с научно-методическими основами физического воспитания.

    Программный материал на учебный год распределяется с учётом климатических условий и учебно-спортивной базы. Занятия организуются по циклам, каждый из которых по своему содержанию должен быть подготовленным к следующему циклу.

    Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом курсе создаются три учебных отделения: подготовительное и основное, спортивного совершенствования и специальное.

    Каждое отделение имеет особенности комплектования специфические задачи.

    Основой для решения этих задач служит система организационных форм и методов обучения.

    Эта система объединяет традиционные методические принципы и приёмы физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоение материала, предусматривает чёткую регламентацию соотношения объёма и интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования различных видов и форм учебной работы.

    Первым критерием распределения студентов по учебным отделениям являются результаты их медицинского обследования, которое проводится на каждом курсе в начале учебного года.

    После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья, физическое развитие каждого студента и распределяет его в одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.

    Вторым критерием является уровень физической и спортивно-технической подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки состояния физической и спортивно-технической подготовленности по контрольным упражнениям и нормативам программы по физическому воспитанию.

    В результате медицинского обследования и контрольных проверок физической и спортивно-технической подготовленности на подготовительное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья, уровня физического развития и подготовленности к основной и подготовительной медицинским группам.

    Распределение по учебным группам этого отделения проводится с учётом пола и уровня физической подготовленности.

    Численный состав каждой учебной группы в этом отделении должен составлять 12-15 человек.

    В подготовительном учебном отделении учебный процесс направлен на разностороннюю физическую подготовку студентов и на развитие у них интереса к занятиям спортом. Студенты подготовительной медицинской группы занимаются отдельно от студентов основной медицинской группы.

    В методике проведения занятий в этих группах очень важен учёт принципа постепенность в повышении требований к овладению двигательными навыками и умениями, развитию физических качеств и дозированию физических нагрузок. Содержание практических занятий в этом отделении состоит из программного материала, обязательного для учебных отделений, профессионально-прикладной физической подготовки, а также из различных средств, направленных на овладение спортивными навыками и привитие студентам интереса к занятиям спортом.

    Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания, на формирование у студентов сознания и убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

    Учебные группы отделения спортивного совершенствования. В них зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие контрольные упражнения и нормативы, необходимые для зачисления в соответствующую группу отделения спортивного совершенствования.

    На специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу.

    Учебные группы этого отделения комплектуются с учётом пола, характера заболевания и функциональных возможностей организма студентов.

    Численность Учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного преподавателя.

    Учебный процесс по физическому воспитанию в специальном учебном отделении преимущественно направлен на:

    Укрепление здоровья;

    Закаливание организма;

    Повышение уровня физической работоспособности;

    Возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;

    Ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний;

    Приобретение необходимых и доступных для студентов профессионально-прикладных умений и навыков.

    Занятия студентов, зачисленных на это отделение, являются обязательными и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4 часов в неделю.

    Программа курса этого отделения включает теорию, практический программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с учётом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка проводится с учётом функциональных возможностей студентов.

    Главное в этой подготовке – овладение техникой прикладных упражнений, установление функциональной недостаточности органов и систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное её повышение. Несмотря на оздоровительно-воспитательную направленность занятий в специальном отделении, они не должны сводиться только к лечебным целям. Преподаватели должны стремиться к тому, чтобы студенты этого отделения приобрели достаточную разностороннюю и специальную физическую подготовленность, улучшили своё физическое развитие и в итоге были переведены в подготовительное учебное отделение.

    Учебные группы всех учебных отделений закрепляют за преподавателями физического воспитания на весь период обучения. Если у студентов специального и подготовительного учебных отделений в процессе учебных занятий улучшились состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, то они на основании заключения врача и решения кафедры по окончании учебного года (или семестра) переводятся в следующую медицинскую группу или учебное отделение. Если в результате болезни или других объективных причин наблюдается ухудшение состояния здоровья, то студенты переводятся в специальную медицинскую группу в любое время учебного года.

    Зачётные требования и обязанности студентов

    Программой предусмотрена сдача студентами зачётов по физическому воспитанию. Зачёт проводится в виде собеседования преподавателя с каждым студентом. В ходе собеседования определяется степень овладения студентом теоретического программного материала. К зачёту допускаются студенты, полностью выполнившие практический раздел учебной программы , т. е. выполнившие все запланированные практические контрольные упражнения и нормативы.

    Контрольные упражнения и нормативы по физической подготовленности студентов могут выполняться в условиях спортивных соревнований.

    Сроки и порядок выполнения контрольных требований, упражнений и нормативов определяются учебной частью вуза совместно с кафедрой физического воспитания на весь учебный год и доводятся до сведения студентов.

    К выполнению зачётных требований, упражнений и нормативов допускаются студенты, регулярно посещавшие учебные занятия и получившие необходимую подготовку.

    Отметка о выполнении зачёта по физическому воспитанию вносится в зачётную книжку студентов в конце каждого семестра.

    В процессе прохождения курса физического воспитания каждый студент обязан:

    Систематически посещать занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;

    Повышать свою физическую подготовку и выполнять требования и нормы и совершенствовать спортивное мастерство;

    Выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачёты по физическому воспитанию в установленные сроки;

    Соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;

    Регулярно заниматься гигиенической гимнастикой, самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом, используя консультации преподавателя;

    Активно участвовать в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, в вузе;

    Проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья, физического развития, за физической и спортивной подготовкой;

    Иметь аккуратно подогнанные спортивный костюм и спортивную обувь , соответствующие виду занятий.

    Тип нагрузки

    Характер воздействия физической тренировки на организм зависит от вида упражнений, структуры двигательного акта. В оздоровительной тренировке различают три основных типа упражнений, обладающих различной избранной направленностью:

    1тип – циклические упражнения аэробной направленности, способствующие развитию общей выносливости;

    2 тип – циклические упражнения смешанной аэробно-анаэробной направленности, развивающие общую и специальную (скорость) выносливость;

    3 тип – ациклические упражнения, повышающие силовую выносливость.

    Основной тип нагрузки, используемый в оздоровительной физической культуре,- аэробные циклические упражнения. Наиболее доступным и эффективным из них является оздоровительный бег.

    В случае использования других циклических упражнений сохраняются те же принципы дозировки тренировочной нагрузки. По степени воздействия на организм в оздоровительной физической культуре (так же, как и в спорте) различают пороговые, оптимальные, пиковые нагрузки, а также сверх нагрузки. Однако эти понятия относительно физической культуры имеют несколько иной физиологический смысл.

    Пороговая нагрузка – это нагрузка, превышающая уровень привычной двигательной активности, та минимальная величина тренировочной нагрузки, которая даёт необходимый оздоровительный эффект: возмещение недостающих энергозатрат, повышение функциональных возможностей организма и снижение факторов риска. С точки зрения возмещения недостающих энергозатрат пороговой является такая продолжительность нагрузки, такой объём бега, которые соответствуют расходу энергии не менее 2000ккал в неделю. Такой расход энергии обеспечивается при беге продолжительностью около 3ч (3раза в неделю по 1ч), или 30км бега при средней скорости 10км/ч, так как при беге в аэробном режиме расходуется примерно 1 ккал/кг на 1км пути(0,98 у женщин и 1,08 ккал/кг у мужчин).

    Оптимальная нагрузка – это нагрузка такого объёма и интенсивности, которая даёт максимальный оздоровительный эффект для данного индивида. Зона оптимальных нагрузок ограничена снизу уровнем пороговых, а сверху – максимальных нагрузок.

    Оптимальные нагрузки обеспечивают повышение аэробных возможностей, общей выносливости и работоспособности, т. е. уровня физического состояния и здоровья. Максимальная длина тренировочной дистанции в оздоровительном беге не должна превышать 20км, поскольку с этого момента в результате истощения мышечного гликогена в энергообеспечение активно включаются жиры, что требует дополнительного расхода кислорода и приводит к накоплению в крови токсичных продуктов.

    Интенсивность нагрузки

    Интенсивность нагрузки зависит от скорости бега и определяется по ЧСС или в процентах от МПК.

    В зависимости от характера энергообеспечения все циклические упражнения делается на четыре зоны тренировочного режима:

    1. Анаэробный режим – скорость бега выше критической (содержание молочной кислоты в крови достигает 15 – 25 ммоль/л.) В оздоровительной тренировке не используется.

    2. Смешанный аэробно – анаэробный режим – скорость между уровнями ПАНО и МПК (от5 до 15ммоль/л.) Периодически может использоваться хорошо подготовленными бегунами для развития специальной (скоростной) выносливости при подготовке к соревнованиям.

    3. Аэробный режим – скорость между аэробным порогом и уровнем ПАНО (2,0 – 4,0 ммоль/л). Используется для развития и поддержания уровня общей выносливости.

    4. Восстановительный режим – скорость ниже аэробного порога, лактат меньше 2 ммоль/л. Используется как метод реабилитации после перенесенных заболеваний.

    Помимо оздоровительной тренировки, занятия физической культурой должны включать обучение основам психорегуляции, закаливания и массажа, а также грамотный самоконтроль и регулярный врачебный контроль. Только комплексный подход к проблемам массовой физкультуры может обеспечить эффективность занятий для коренного улучшения здоровья, а значит, и физических качеств.

    5. В результате занятий физической культурой студент должен:

    Историю и развитие видов спорта;

    Теорию и методику проведения занятий по физической культуре;

    1.2 Задачи изучения дисциплины «Физическая культура»

    В результате обучения и воспитания студенты должны знать:

    Сущность и структуру системы физической культуры в РФ, управление и организацию спортивно - массовых мероприятий в филиале;

    Основные положения руководящих документов по физической культуре и спорту в филиале, а также нормативные требования по физической подготовленности;
    - технику выполнения физических упражнений, предусмотренных программой, методику их разучивания и совершенствования;
    - основные принципы и методы самостоятельной физической тренировки;

    Основы здорового образа и стиля жизни, требования личной и общественной гигиены и особенности самоконтроля за своим физическим состоянием;

    Особенности методики использования физических упражнений в целях укрепления здоровья и совершенствования функциональных систем организма человека.

    Уметь:

    Выполнять программные упражнения и нормативы по физической культуре;

    Оказывать помощь в судействе спортивных соревнований и выполнить требования на звание судьи по спорту;

    Применять в практической деятельности все формы и средства организации и проведения физкультурно-оздоровительных услуг, потребности регулярных занятиях физическими упражнениями, пропаганде здорового образа жизни, повышению своего уровня физической подготовленности;

    Проводить самостоятельную физическую тренировку и применять методы самоконтроля за своим физическим состоянием.

    Ознакомиться:

    С основными понятиями системы физического воспитания в стране;

    Методические

    указания

    контроля

    Лёгкая атлетика

    Общефизическая подготовка

    Спортивные игры

    Лёгкая атлетика

    I - семестр

    I – семестр

    II - семестр

    II - семестр

    Раздел 3. Учебно-методические материалы дисциплины.

    3.1. Лабораторные работы

    Таблица 2

    3.2. Практические (семинарские) занятия

    Таблица 3

    Номер занятия

    Тема практического занятия

    Объём, час

    I - курс

    Обучение технике бега и стартовому разбегу.

    Закрепление техники бега с низкого старта и стартового разбега.

    Обучение технике бега на короткие дистанции. Бег по прямой и виражу .

    Совершенствование техники бега на короткие дистанции (30м, 60м, 100м). Бег по прямой и виражу.

    Тренировка техники бега по прямой и виражу

    Обучение технике бега на короткие дистанции и финиширование.

    Тренировка техники бега на короткие дистанции и финиширование.

    Обучение технике бега на средние дистанции (800, 1500м.).

    Совершенствование техники бега на средние дистанции (800, 1500м.).

    Учёт техники бега на средние дистанции(м.) Правила соревнований.

    Обучение технике эстафетного бега и передачи эстафетной палочки.

    Тренировка техники эстафетного бега и передачи эстафетной палочки.

    Эстафетный бег 4х100м; 4х400м. Правила соревнований.

    Обучение технике бега на длинные дистанции (2,500; 3000м).

    Бег 60м, 100м.

    Бег 500м., 1500м.

    II – курс

    Определение уровня физической подготовленности студентов через тестирование. Инструктаж по технике безопасности.

    Бег по прямой и виражу (30. 60, 100м.)

    Тренировка техники бега по прямой и виражу.

    Учёт техники бега на 100м. Правила соревнований

    Обучение технике прыжка в длину (разбег и отталкивание) способом согнув ноги, и прогнувшись

    Совершенствование техники прыжка в длину (разбег и отталкивание) способом согнув ноги, и прогнувшись

    Учёт техники прыжка в длину Правила соревнований.

    Тренировка и закрепление техники прыжка в высоту.

    Совершенствование техники прыжка в высоту способом «ножницы».

    Учёт техники прыжка в высоту изученным способом. Правила соревнований.

    Тренировка техники и тактики бега на длинные дистанции.

    Совершенствование техники бега на длинные дистанции (2,500; 3000м.).

    Учёт техники бега на длинные дистанции(2,500; 3000м.). Правила соревнований.

    Обучение технике метания гранаты на дальность. Инструктаж по технике безопасности метания гранаты

    Совершенствование техники метания гранаты на дальность.

    Учёт техники метания гранаты.

    Обучение технике толкания ядра с подскоком.

    Прыжок в длину с разбега.

    Метание гранаты.

    III – курс

    Определение уровня физической подготовленности студентов через тестирование. Инструктаж по технике безопасности.

    Совершенствование техники бега с низкого и высокого старта.

    Совершенствование техники бега по виражу.

    Контрольное занятие:

    Бег 60м., 100м.

    Эстафетный бег 4х100.

    Обучение технике прыжка в длину способом «прогнувшись», «ножницы» (юноши).

    Контрольное занятие:

    Прыжок в длину с разбега

    Совершенствование техники бега на длинные дистанции (2,500; 3000м.).

    Бег 2,500; 3000м.

    IV – курс

    Определение уровня физической подготовленности студентов через тестирование. Инструктаж по технике безопасности.

    Совершенствование техники тройного прыжка в длину с разбега.

    Тренировка и закрепление техники тройного прыжка в длину с разбега.

    Контрольное занятие:

    Тройной прыжок в длину с разбега.

    Тренировка и закрепление техники толкания ядра.

    Контрольное занятие:

    Толкание ядра

    Совершенствование техники челночного бега.

    Челночный бег

    Толкание ядра

    Тройной прыжок

    I – курс

    Развитие выносливости посредством круговой тренировки. Инструктаж по технике безопасности.

    Развитие силы и выносливости:

    Подтягивание;

    Отжимание с отягощением.

    Развитие силы и выносливости:

    Упражнения на брусьях.

    Вольные упражнения

    Развитие скоростных качеств:

    Упражнения со скакалкой на время.

    Развитие гибкости с помощью специальных гимнастических упражнений.

    Развитие силы рук, туловища, мышц живота, ног с помощью ОРУ №1 на шведской стенке.

    Развитие скоростно-силовых качеств:

    Набивной мяч;

    Скакалка.

    Развитие силы и выносливости ног:

    Приседания с гантелями;

    Выпрыгивание вверх с отягощением;

    Выпады вперёд с отягощением.

    Общефизическая подготовка по средствам комплекса ОРУ №2 на шведской стенке.

    Развитие силы и выносливости на все группы мышц с помощью тренажёров.

    Развитие морально-волевых качеств с помощью упражнений:

    Ходьба в полуприседе;

    Ходьба в полном приседе.

    Развитие прыгучести и быстроты:

    Челночный бег;

    Эстафеты.

    Развитие прыгучести:

    Прыжок через коня, козла

    Развитие скорости, силы. Эстафеты и подвижные игры.

    Метание набивного мяча;

    Прыжок с места в длину;

    Прыжки через скакалку.

    II – курс

    Развитие скоростных способностей:

    Челночный бег. Инструктаж по технике безопасности.

    Развитие координационных способностей:

    Акробатические упражнения.

    Контрольное занятие

    Челночный бег;

    Кувырок (длинный вперёд, назад, вдвоём)

    Стойка (на голове, на руках, на лопатках)

    Развитие силовых способностей с помощью физических упражнений.

    Методический комплекс

    Развитие скоростно-силовых способностей с помощью физических упражнений

    Контрольное занятие:

    Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа;

    Многоскоки.

    Развитие скоростной выносливости с помощью «фартлека».

    Развитие гибкости с помощью гимнастических упражнений.

    Контрольное занятие:

    Бег по Куперу;

    Прыжки через скакалку.

    Развитие силы с помощью тренажёров.

    Развитие силовой выносливости с помощью упражнений с отягощением

    Контрольное занятие:

    Подтягивание на перекладине;

    Упражнение на пресс;

    Развитие прыгучести с помощью физических упражнений

    Развитие координации и прыгучести:

    Опорный прыжок через коня и козла изученными способами.

    Опорный прыжок;

    Акробатика.

    III – курс

    Совершенствование быстроты и прыгучести (опорный прыжок). Инструктаж по технике безопасности.

    Совершенствование гибкости (акробатика).

    Совершенствование силы

    (упражнения с отягощениями).

    Совершенствование силовой выносливости при помощи тренажёров.

    Совершенствование координационных способностей с помощью физических упражнений

    Совершенствование скоростно-силовых качеств по учебно – методическому комплексу.

    Отжимание на брусьях параллельных;

    Комбинация на разновысотных брусьях.

    Совершенствование силовой выносливости при помощи штанги и гантелей.

    Контрольное занятие:

    Угол (юноши);

    Пресс (девушки);

    Скакалка

    Совершенствование скоростно-силовых качеств (опорный прыжок).

    Совершенствование качеств выносливости при помощи различных видов бега.

    Контрольное занятие:

    Опорный прыжок всеми изученными способами.

    Круговая тренировка по учебно-методическому комплексу.

    Кувырок на брусьях параллельных;

    I – курс

    Обучение технике перемещений и стоек в волейболе. Учебная игра. Инструктаж по технике безопасности.

    Тренировка и закрепление техники перемещений и стоек в волейболе. Учебная игра.

    Обучение технике передачи в/мяча сверху двумя руками. Учебная игра.

    Тренировка и закрепление техники передачи в/мяча двумя руками. Учебная игра.

    Обучение технике приёма и передачи в/мяча снизу двумя руками. Учебная игра.

    Тренировка и закрепление приёма и передачи в/мяча снизу двумя руками. Учебная игра.

    Контрольное занятие:

    Передача в/мяча сверху двумя руками;

    Передача в/мяча снизу двумя руками.

    Обучение технике передвижений остановок и поворотов в баскетболе. Учебная игра.

    Тренировка и закрепление техники передвижений остановок и поворотов в баскетболе. Учебная игра.

    Обучение технике передачи и ловли б/мяча двумя руками от груди. Учебная игра.

    Тренировка и закрепление техники передачи и ловли б/мяча. Учебная игра.

    Обучение технике броска б/мяча в корзину двумя руками сверху и от груди. Учебная игра.

    Тренировка и закрепление техники броска б/мяча в корзину двумя руками сверху и от груди. Учебная игра.

    Ведение, остановка, повороты, передача б/мяча;

    Штрафные броски баскетбольного мяча изученным способом.

    II – курс

    Обучение технике передачи в/мяча (верхняя в стойках, верхняя в прыжке). Учебная игра. Инструктаж по технике безопасности.

    Тренировка и закрепление передачи и приёма в/мяча изученным способом. Учебная игра.

    Обучение технике передачи в/мяча из зоны в зону. Учебная игра.

    Тренировка и закрепление передачи в/мяча из зоны в зону изученным способом. Учебная игра.

    Обучение технике нижней боковой и нижней прямой подачи. Учебная игра.

    Тренировка и закрепление подачи в волейболе изученным способом. Учебная игра.

    Контрольное занятие:

    Передача через сетку в парах;

    Подача изученным способом.

    Обучение технике передачи б/мяча одной рукой (от плеча, сверху «крюком», снизу, сбоку). Учебная игра.

    Тренировка и закрепление техники передачи баскетбольного мяча одной рукой изученным способом. Учебная игра.

    Обучение технике броска б/мяча в корзину одной рукой (от плеча, в прыжке, «крюком»). Учебная игра.

    Тренировка и закрепление техники броска баскетбольного мяча одной рукой изученным способом. Учебная игра.

    Обучение технике перехвата, вырывания, накрывания и выбивания б/мяча. Учебная игра.

    Тренировка и закрепление техники перехвата, вырывания, выбивания и накрывания б/мяча. Учебная игра.

    Бросок в корзину одной рукой изученным способом;

    Бросок по точкам.

    III – курс

    Совершенствование техники передачи и приёма в/мяча сверху и снизу двумя руками. Учебная игра. Инструктаж по технике безопасности.

    Обучение технике нападающего удара в волейболе. Учебная игра.

    Совершенствование техники нападающего удара в волейболе. Учебная игра.

    Совершенствование техники верхней прямой подачи в волейболе. Учебная игра.

    Совершенствование техники владения баскетбольным мячом. Передвижения, остановки, прыжки, финты, броски, заслоны. Учебная игра.

    Тренировка и закрепление тактики нападения в баскетболе. Учебная игра.

    Подача верхняя прямая в волейболе;

    Бросок в корзину баскетбольного мяча с двух шагов.

    IV – курс

    Тренировка и закрепление нападающих ударов и подач в волейболе. Учебная игра. Инструктаж по технике безопасности.

    Совершенствование техники игры в волейбол. Приём, передача, подача, блокирование. Учебная игра.

    Совершенствование защитных действий. Выбор места, приём мяча с подачи, одиночное блокирование. Учебная игра.

    Совершенствование техники игры в нападении. Броски б/мяча в корзину, добивание б/мяча, заслоны, финты. Учебная игра.

    Совершенствование защитных действий и тактики игры в баскетболе. Учебная игра.

    Тренировка и закрепление тактики защиты и нападения. Учебная игра.

    Нападающие удары в волейболе;

    Баскетбольная комбинация по учебно – методическому комплексу.

    I – курс

    Обучение технике метания гранаты. Инструктаж по технике безопасности.

    Совершенствование техники метания гранаты с 5 шагов разбега.

    Контрольное занятие:

    Метание гранаты на результат.

    Совершенствование техники прыжка в длину с разбега изученным способом.

    Обучение технике толкания ядра с места.

    Тренировка и закрепление техники толкания ядра. Прыжок в длину с разбега.

    Совершенствование техники толкания ядра изученным способом.

    Контрольное занятие:

    Толкание ядра;

    Прыжок в длину с разбега.

    Совершенствование техники бега с низкого старта.

    Совершенствование техники бега на короткие дистанции.

    Контрольное занятие:

    Бег с низкого старта (60м, 100м.).

    Тренировка и закрепление тактики бега на средние дистанции.

    Совершенствование техники бега на средние дистанции.

    Марш – бросок.

    Контрольное занятие:

    Бег на 800м., 1500м.

    Обучение технике прыжка в высоту способом «ножницы».

    Тренировка и закрепление техники прыжка в высоту изученным способом.

    Совершенствование техники прыжка в высоту.

    Толкание ядра;

    Прыжок в длину с разбега;

    Бег на 100м.

    II – курс

    Тренировка техники бега с низкого старта, стартового разгона, бега по дистанции, финиширования. Инструктаж по технике безопасности.

    Совершенствование техники эстафетного бега.

    Контрольное занятие:

    Эстафетный бег 4х100;

    Обучение технике прыжка в длину способом «ножницы» и «прогнувшись».

    Тренировка и закрепление техники прыжка в длину изученным способом.

    Контрольное занятие:

    Прыжок в длину на результат.

    Тренировка и закрепление техники толкания ядра боком со скачка.

    Совершенствование техники толкания ядра боком со скачка.

    Контрольное занятие:

    Толкания ядра боком со скачка.

    Тренировка и закрепление техники прыжка в высоту способом «ножницы», «фосбери-флоп».

    Совершенствование техники прыжка в высоту способом «ножницы», «фосбери-флоп».

    Контрольное занятие:

    Прыжок в высоту изученными способами.

    Тренировка и закрепление техники бега на средние дистанции.

    Тренировка и закрепление техники бега на длинные дистанции.

    Совершенствование техники бега на средние и длинные дистанции.

    Тест Купера

    Контрольное занятие:

    Бег 2000м., 3000м.

    Тренировка и закрепление техники челночного бега.

    Контрольное занятие:

    Челночный бег 10х10.

    Прыжок в длину;

    Бег 2000м., 3000м.

    III – курс

    Тренировка техники бега на короткие дистанции. Инструктаж по технике безопасности.

    Совершенствование техники бега на короткие дистанции.

    Тренировка техники метания гранаты.

    Совершенствование техники метания гранаты.

    Контрольное занятие:

    Бег 100м.;

    Метание гранаты.

    Обучение технике тройного прыжка с разбега.

    Тренировка и закрепление техники тройного прыжка с разбега.

    Тренировка и закрепление техники толкания ядра.

    Совершенствование техники толкания ядра.

    Тройной прыжок с разбега на результат;

    Толкание ядра;

    Бег 400м., 500м.

    IV – курс

    Тренировка техники бега на средние и длинные дистанции. Инструктаж по технике безопасности.

    Совершенствование техники бега на средние и длинные дистанции.

    Совершенствование техники эстафетного бега (4х400м.).

    Совершенствование техники на короткие дистанции.

    Контрольное занятие:

    Бег 100м.;

    Бег 2000м., 3000м.

    Тренировка техники толкания ядра.

    Совершенствование техники толкания ядра.

    Тренировка техники тройного прыжка с разбега.

    Совершенствование техники тройного прыжка с разбега.

    Толкание ядра;

    Тройной прыжок с разбега;

    Челночный бег 10х10.

    3.3 Организация самостоятельной работы студентов

    Подготовительная часть

    Построение, рапорт, приветствие.

    Сообщение задач урока.

    Выход на учебный круг

    Разминка на лыжах:

    А) пройти на лыжах разминочный круг скользящим шагом без палок.

    Б) пройти разминочный круг на лыжах с палками используя ранее изученные движения.

    В) пройти на лыжах разминочный круг с максимальной скоростью используя любой лыжный ход.

    ОРУ на месте.

    1. стоя ноги врозь вращать руками в плечевом суставе вперед, назад.
    2. стоя ноги врозь правая вверху, левая внизу. Отведение рук назад.
    3. стоя ноги врозь руки за голову в замок. Повороты туловища влево, вправо.
    4. стоя ноги врозь, туловище наклонено вперед руки в стороны. Повороты влево, вправо.
    5. приседание с опорой на лыжные палки.
    6. выпад правой вперед опереться на палки, пружинящие движения на растяжку мышц ног.

    Основная часть.

    Напомнить основную схему движений рук и ног при передвижении попеременным двух шажным ходом.

    А) Имметация работы рук при движении П 2х ШХ.

    Б) Имметация работы ног при движении П 2х ШХ.

    В) Положение туловища. Тело лыжника слегка наклонено вперед. Спина слегка округлена. Руки и ноги совершают циклические движения.

    Отработка схемы работы рук и ног в движении.

    А) Продвижение по трассе скользящим шагом без палок.

    Б) Передвижение по лыжне только с помощью работы рук.

    В) Передвижение П 2х ШХ в полной координации.

    Г) Провести эстафету разделив класс на 2 команды.

    Рассказать и показать технику спуска с горы в средней стойке.

    Положение тела при спуске горы ноги согнуты в коленном суставе под углом 95-100 градусов. Предплечья рук лежат на бедрах, палки прижаты к туловищу, голова опущена и смотрит вперед. Учащееся принимают среднюю стойку имметируя спуск с горы.

    1) набрав скорость на лыжах ученики принимают среднюю стойку и скользят.

    Выход на гору. Напомнить технику падения при потере равновесия.

    Спуски с горы в средней стойке под углом 45 градусов к уклону. Подъем в гору способом елочка.

    Выполнить спуски с горы в средней стойке под уклон.

    Напомнить технику одновременного безшажного хода. Один из учащихся выполняет передвижение ОБШх учитель указывает на возможные ошибки. Ученики выполняют движение по учебному кругу. На участке под уклон выполняют движение с применением ОБШх. Учитель оценивает технику ОБШх.

    Лыжная эстафета. Разделить класс на 2 команды. Условие эстафеты: мальчики выполняют передвижение на лыжах ОБШ ходом, девочки П2ХШ ходом. Упражнение выполняется на скорость, при этом учитывается техника владения лыжным ходом.

    Игра.команды остаются в том же составе. После старта доехать до фишки ОБШ ходом,сделать снежок бросить в щит расположенный на расстоянии 8 метров, назад возвращаемся П 2хШХ.

    Заключительная часть.

    Построение, подведение итогов занятия, разобрать ошибки если имели место. Выставление оценок за работу на уроке.

    Домашнее задание: выполнять передвижение на лыжах используя изученные ранее ходы. Уход с места занятий.

    УМК по физической культуре в системе учебников «Алгоритм успеха»

    УМК «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
    Комплект подготовлен научным коллективом
    Института Возрастной Физиологии
    Российской Академии Образования (РАО)
    и Института Содержания Методов Обучения (ИСМО РАО)
    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
    Петрова Татьяна Владимировна – доцент МГПУ, научный
    сотрудник института содержания методов обучения (ИСМО
    РАО)
    Копылов Юрий Анатольевич – к.п.н. Институт возрастной
    физиологии Российской Академии Образования (ИВФ
    РАО)
    Полянская Нина Васильевна – к.м.н (ИВФ РАО)
    Фундаментом в разработке УМК по физической культуре послужили
    многолетние исследования Института Возрастной Физиологии
    об особенностях функционирования и развития организма детей
    и подростков в зависимости от совокупности различных условий.

    Отличительные особенности УМК


    физической культуре для начальной школы

    Особенности содержания учебника по
    физической культуре для основной школы

    РАЗДЕЛЫ УЧЕБНИКА ДЛЯ 5-7 КЛАССА
    Методический аппарат учебника
    нацелен на облегчение
    восприятия нового материала
    (актуализирующие вопросы
    по ходу изложения),
    на облегчение усвоения знаний
    (вопросы и задания к главам,
    содержащим теоретический материал).
    Стиль изложения материала
    нацелен на мотивацию
    изучения предмета учащимися.

    МЕТОДИЧЕСКОЕ
    МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
    ПОСОБИЕ
    по
    пофизической
    физическойкультуре
    культуреИЦ
    ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ»
    «ВЕНТАНА-ГРАФ»
    содержит
    содержитрекомендации
    рекомендациипо
    по
    специфике работы с ослабленными детьми
    построению индивидуальной траектории
    физического развития учащихся на уроках
    планированию уроков
    с учетом формирования УУД в соответствии
    с требованиями ФГОС
    применению современных образовательных
    технологий на уроках физкультуры
    и во внеурочной деятельности

    УМК «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
    АВТОР линии УМК «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 1-11 классы
    Погадаев Григорий Иванович - кандидат педагогических наук
    (1996 г.), почетный работник общего образования РФ,
    заслуженный учитель Российской Федерации (2003 г.),
    член-корреспондент Международной академии наук
    педагогического образования (с 2005 г.)
    Состав УМК:
    рабочие программы (1-4 класс), (5-9 класс), (10-11 класс)
    с приложением на CD
    учебники 1-2, 3-4, 5-6, 7-9, 10-11 классы
    ЭФУ
    методические пособия для учителя (1-4 класс), (5-9 класс),
    (10-11 класс)

    Отличительные особенности УМК
    Структурно курс состоит из трёх учебных разделов:
    теоретического,
    практического
    контрольно оценочного,
    обеспечивающих получение знаний о физической
    культуре, освоение способов двигательной деятельности и
    физическое совершенствование.
    УМК сочетает традиционный подход к методике
    физического воспитания с современными требованиями
    ФГОС, выполнение которых очень хорошо раскрыто
    именно в данной линии.
    Единственный УМК в ФП, разработанный одним и тем
    же автором с 1 до 11 класса, что отражает его
    целостность,
    системность
    и
    безусловную
    преемственность.

    Учебники рекомендованы

    и включены в Федеральный перечень
    Курс для 1-4 классов
    предназначен
    для реализации
    следующих задач:

    На этапе основного общего образования УМК
    направлен на решение следующих задач
    развитие основных физических качеств и способностей
    школьников, укрепление их здоровья и расширение
    функциональных возможностей организма;
    формирование у обучаемых культуры движений,
    обогащение их двигательного опыта физическими
    упражнениями с общеразвивающей и корригирующей
    направленностью;
    приобретение учащимися навыков в физкультурнооздоровительной
    и
    спортивно-оздоровительной
    деятельности, самостоятельной организации занятий
    физическими упражнениями;
    воспитание у школьников устойчивых интересов и
    положительного эмоционально-ценностного отношения к
    физкультурно-спортивной деятельности оздоровительной
    направленности.

    Завершает линию УМК для старшей школы
    ?.?. ????????
    Учебник рекомендован
    Министерством образования и науки РФ
    и включен в Федеральный перечень

    Линия УМК «Физическая культура, 1-4классы».
    Т.С. Лисицкая, Л.А. Новикова
    Линия УМК:
    программы;
    методические пособия;
    учебники;
    Спортивный дневник;
    ЭФУ
    В спортивном зале, на спортивной
    площадке, во дворе, на лыжне, в
    бассейне
    Помощь в реализации спортивных
    интересов
    Твои спортивные достижения
    Аутотренинги, направленные на
    снятие психического напряжения
    Тренировка внимания и памяти
    Организация свободного досуга
    Статьи по теме: