Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания. Учимся плавать самостоятельно: практические советы для взрослых Как выглядит упражнение в воде медуза

Эти упражнения выполняются одновременно с изучением простейших элементов техники плавания. Основа хорошей техники -- правильное положение тела в воде и правильное дыхание (с выдохом в воду). Упражнения для освоения с водой выполняются в течение первых 5--6 занятий. Осваивая их, занимающиеся учатся погружаться с головой в воду и открывать глаза, всплывать и правильно лежать на поверхности, выдыхать в воду и скользить по поверхности, сохраняя горизонтальное положение тела, характерное для техники спортивного плавания.

Подготовительные упражнения выполняют на мелком месте, стоя по пояс или по грудь в воде: большинство из них делается с задержкой дыхания на вдохе. Как только занимающиеся освоятся с водой, почти все подготовительные упражнения исключаются из программы занятий. Постоянно выполняются и совершенствуются, только упражнения на скольжение и выдох в воду.

Упражнения, знакомящие с плотностью и сопротивлением воды. Упражнения этой группы воспитывают у занимающихся чувство опоры о воду ладонью, предплечьем, стопой и голенью (что необходимо для постановки гребковых движений), приучают не бояться воды.1. Движение в воде туда и обратно, вначале шагом, а потом бегом.2. Ходьба с поворотами и изменением направления

Всплывание и лежание на поверхности воды Эти упражнения позволяют занимающимся почувствовать состояние невесомости и научиться в горизонтальном положении лежать на поверхности воды на груди и на спине.

  • 1. «Поплавок». И. п. -- стоя по грудь в воде. Сделать глубокий вдох и, приседая, погрузиться в воду с головой. Поджать под себя ноги и, обхватив руками колени, всплыть на поверхность. В этом положении задержать дыхание на 10--15с, затем вернуться в и. п.
  • 2. «Медуза». Сделав вдох, задержать дыхание и лечь на воду. Согнуться в пояснице и расслабить руки и ноги. Встать на дно (рис. 26, а).
  • 3. Всплыть «поплавком». Затем принять положение лежа на груди (руки и ноги прямые). Мысленно сосчитать до десяти и встать на дно (рис. 26,6).
  • 4. Стоя по пояс в воде, присесть так, чтобы подбородок оказался у поверхности воды; руки развести в стороны. Отклонить голову назад, погружая затылок в воду и все меньше и меньше опираясь ногами о дно. Медленно поднять сначала одну ногу, затем другую и принять положение лежа на спине, помогая себе только движениями кистей. Если ноги начнут погружаться, то надо приблизить руки к бедрам и поддерживать тело в равновесии с помощью небольших гребков кистями.
  • 5. Упереться руками о бортик или дно бассейна и лечь на грудь . Поднять к поверхности воды таз и пятки, сделать вдох и опустить лицо в воду. Повторить упражнение несколько раз (рис. 26, в).Выдохи в воду

Умение задерживать дыхание на вдохе и выполнять выдох в воду является основой для постановки ритмичного дыхания при плавании.

  • 1. «Умывание». Побрызгать себе в лицо водой, делая в этот момент выдох.
  • 2. И. п. -- стоя на дне. Наклонить туловище вперед так, чтобы рот оказался у поверхности воды, ладонями упереться в колени. Сделать через рот глубокий вдох, опустить лицо в воду и медленно выдохнуть в воду. Плавно поднять голову в и. п. и снова сделать вдох. Поднимание головы и опускание лица в воду сочетать таким образом, чтобы рот показывался из воды во время окончания выдоха в воду. Это упражнение повторяется в ритме нормального дыхания; на первом занятии -- 10--15 раз, на последующих занятиях-- 20--30раз подряд (с поворотом головы для вдоха влево или вправо).
  • 3. И. п. -- стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, руками упереться в колени. Голова в положении вдоха, щека лежит на воде. Открыть рот, сделать вдох, повернуть лицо в воду -- выдох.4 . Опираясь руками о бортик или дно, лечь на грудь и принять горизонтальное положение. Вдохнуть и опустить лицо в воду. В этом же положении сделать 10-- 15 выдохов в воду с поворотом головы в сторону для вдоха.
  • 3. Скольжения. Скольжения на груди и спине с различными положениями рук помогают освоить рабочую позу пловца -- равновесие, обтекаемое положение тела, умение максимально выскальзывать вперед после каждого гребка, что является показателем хорошей техники плавания.1. Скольжение на груди. Стоя по грудь в воде, наклониться так, чтобы подбородок коснулся воды. Вытянуть руки вперед, соединив большие пальцы. Сделать вдох, плавно лечь на воду лицом вниз и, оттолкнувшись ногами от дна или бортика бассейна, принять горизонтальное положение. Скользить с вытянутыми ногами и руками по поверхности воды.2. Скольжение на спине. Встать спиной к берегу, руки вдоль туловища. Сделать вдох, задержать дыхание, присесть и, слегка оттолкнувшись ногами, лечь на спину. Поднять выше живот и прижать подбородок к груди. He садиться (следует помнить, что устойчивому положению на спине помогают легкие гребковые движения кистями около туловища; ладони обращены вниз).3. Скольжение на груди с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, у бедер, одна впереди, другая у бедра.4. Скольжение на спине с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, вдоль тела, одна рука впереди, другая у бедра.5. Скольжение на груди с последующими поворотами на спину и грудь

Плавание – это особый вид спорта, который полезен почти для всех систем организма. Плавание развивает выносливость, улучшает кровообращение, повышает работоспособность, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную систему, увеличивает скорость обмена веществ и способствует более быстрому сжиганию жира в организме. Плавание формирует стройную, мускулистую фигуру, так как оно задействует все основные группы мышц.

Учимся чувствовать воду (подготовительные упражнения)

Давайте разберем самые простые способы держатся на воде, почувствовать свою плавучесть, понять плотность воды. Эти упражнения будут полезны тем, кто еще совсем не умеет плавать, даже по-собачьи. Наша задача - научится расслабляться, поскольку вода не пропускает тех, кто чрезмерно напряжен.

Поплавок

Это упражнение поможет вам почувствовать, как тело выталкивается водой. Все что нужно – зайти в воду по грудь, вдохнуть как можно больше воздуха, задержать дыхание, быстро сесть на корточки и обхватить руками согнутые в коленях ноги, прижав голову к коленям.

Через несколько секунд ваше тело всплывет и спина окажется на поверхности воды. Когда почувствуете, что воздух заканчивается, встаньте на ноги, отдышитесь и повторите еще 8-10 раз.

Медуза

Стоя по пояс в воде, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и просто лягте на воду лицом вниз, расслабив руки и ноги.

Звезда на спине

Задача та же - на небольшой глубине вдохнуть поглубже и лечь на воду, но теперь лицом вверх, разбросив руки и ноги в стороны. Спина полностью расслаблена, вода держит сама, мы не прилагаем никаких усилий. Когда почувствуете уверенность, постарайтесь принять горизонтальное положение и просто лежите на спине, руки вдоль тела.

Скольжение на груди

Сейчас ваша задача почувствовать, что ноги тяжелее воды. Для этого вдохните по глубже и присев на корточки оттолкнитесь от дна. Старайтесь распрямить тело, держа руки по швам или выставив их стрелкой вперед. Сила вашего толчка поможет телу всплыть и начать двигаться, однако вскоре вы почувствуете как ноги опускаются вниз выводя вас в вертикальное положение.

Скольжение на спине

Многим это упражнение дается проще, чем скольжение на груди, потому что на спине проще поймать баланс, а в остальном все очень похоже. Глубокий вдох, корпус отклоняем назад, толчок ногами, руки складываем стрелой, направляем вперед и спокойно движемся на спине. Именно с такого движения на спине начинается классическое обучение плаванию.

Учимся правильно дышать во время плавания

Прежде чем приступить к обучению техники плавания, вам необходимо научиться правильно дышать.

Грамотная техника плавания на груди, то есть кролем, брассом и баттерфляем, подразумевает полное погружение головы в воду. Плавать так, как плавает большинство, с головой, торчащей над поверхностью воды – неэффективно и попросту неправильно.

Первое чему стоит научиться – это выдыхать под воду. Очень распространенная у новичков ошибка – задерживать дыхание в тот момент, когда лицо находится под водой. У многих это происходит чисто рефлекторно, нырнув надуть щеки как у хомяка и не дышать. Наверное, в каких-то случаях в жизни это может и пригодится, но только не во время плавания. Поэтому еще раз повторяем, одним из главных правил это научится правильно выдыхать под воду. Оттачивать этот навык лучше на мелкой воде и не во время самого плавания, а просто стоя и опуская лицо в воду.

Делаем вдох ртом, опускаем лицо в воду и начинаем медленно выдыхать через нос, открываем глаза. Выдох должен занимать не менее трех секунд, после чего поднимаем подбородок вверх и вперед, как при плавании баттерфляем или брасом поднимаем лицо из воды, чтобы похлопать глазами и дать воде самой стечь с лица.

Снова вдыхаем и повторяем упражнение. При этом важно держатся за борт бассейна, чтобы исключить желание вытирать лицо руками. Представьте, что вы плывете. Надо сделать несколько последовательных вдохов и выдохов, опуская голову - на выход, и поднимая - на вдох. Самое главное – спокойствие. Выдыхаем в воду, лицо не вытираем, даже если в первое время вы будете чувствовать дискомфорт, он уйдет максимум за два дня.

Со временем можно дойди до более динамичных приседаний с выдыханием под воду. На раз – делаете мощный вдох и садитесь под воду, на два, три, четыре – выпускаете весь воздух под водой. Затем быстро поднимаетесь из воды, тут же делаете еще один глубокий вдох и моментально опять садитесь под воду для выдоха. Главное не задерживать дыхание и не выдыхать слишком резко. Вам важно научится делать глубокий и быстрый вдох ртом, а затем медленный, плавный и полный выдох носом.

Как научиться плавать за один день?

Давайте рассмотрим один из методов быстрого обучения плаванию.

1. Шаг первый

Зайдите в воду примерно по пояс и повернитесь лицом к берегу. Дальше необходимо погрузится в воду, податься вперед и вытянуть руки вперед так, чтобы над водой осталась только голова. После отталкиваемся ногами от дна так, чтобы тело двинулось вперед, а не вверх. Сразу же опираемся руками о дно, оставив ноги в подвешенном состоянии.

Повторяем попытку, только опираемся о дно не сразу, а через небольшую паузу после толчка ногами. Стараемся при этом чуть-чуть проскользить в воде. При каждой попытке стараемся проскользить в воде чуть дольше, чем в предыдущий раз. После нескольких попыток вы уже сможете дольше и легче скользить в воде прежде, чем поставите руки на дно.

2. Шаг второй

3. Шаг третий

Добавляем работу руками. Варианты существуют разные, самый простой и эргономичный способ - по-собачьи, хотя это не обязательно, главное, чтобы обучаемому было удобно.

Вот и все, вы поплыли! Впоследствии стиль можно поменять как угодно, это уже на ваше усмотрение. Главное то, что вы научились держаться на воде и перестали ее бояться.

Поплескаться, поиграть в воде в мяч, поплавать - что может быть приятнее в жаркий летний день! Умение плавать позволяет сделать отдых разнообразным, полезным и содержательным. Если ребенок умеет плавать, его спокойно можно отпустить в увлекательное путешествие на яхте или байдарке, заняться с ним рыбной ловлей или отправиться в туристический поход по живописным берегам извилистой речки.

Польза плавания для детей

Занятия плаванием развивают у детей смелость, инициативу, самообладание, приучают ориентироваться в незнакомой обстановке, воспитывают уверенность в своих силах. В случае опасности умеющий плавать не только поможет себе, но и выручит из беды друга.

Плавание чрезвычайно полезно и для гармоничного физического развития ребенка . В результате благоприятного сочетания воды, воздуха, солнечных лучей и активных движений во время плавания укрепляются мышцы и нервная система ребенка, развиваются его органы дыхания, активизируется обмен веществ. Плавание способствует формированию хорошей осанки и закаливанию детского организма.

Но, несмотря на пользу плавания, еще очень многие родители всячески «оберегают» детей от воды, не разрешают им купаться, не учат их плавать. И это не удивительно, ведь многие взрослые сами не умеют плавать. Им, конечно, трудно представить, что обучение детей плаванию практически может быть организовано в каждой семье. Для этого родителям даже не обязательно уметь плавать, так как вначале обучение проводится на мелком, безопасном месте. Поэтому, ознакомившись с простейшими требованиями организации и методами обучения детей плаванию, а также с мерами обеспечения безопасности на воде, каждый из родителей с большим успехом может и должен заняться этим чрезвычайно полезным и нужным делом. Кроме того, не следует забывать, что научиться плавать никогда не поздно: очень хорошо, если вместе с детьми овладеют плаванием и родители.

Где лучше учить ребенка плавать?

Обучать детей плаванию можно на любом неглубоком месте реки, озера, пруда, моря. Лучше всего заниматься всегда в одном и том же знакомом месте. Перед занятием следует предварительно тщательно осмотреть дно: оно должно быть плотным, пологим, без ям или вбитых в дно кольев. Дно следует очистить от крупных камней, водорослей, палок, коряг и других посторонних предметов.

Глубина водоема в месте обучения детей плаванию не должна быть больше, чем по пояс или по грудь ребенку. Детям указывают, до каких пределов в глубь водоема им разрешено передвигаться, и строго следят за выполнением этого требования. Плохо плавающим детям надо разрешать плавать только вдоль берега. Взрослые во время купания детей должны находиться между ребенком и глубокой частью водоема.

Правила обучения плаванию детей:

  • Заниматься с детьми следует каждый день.
  • Продолжительность занятий постепенно надо увеличивать от 3-5 до 15-20 минут при достаточно теплой воде (20-22 градуса) и сравнительно высокой температуре воздуха (25-27 градусов).
  • Нельзя разрешать детям долго купаться натощак или тотчас после принятия пищи.
  • Даже при легком недомогании - головной боли, незначительном ознобе, кашле, при отсутствии аппетита или плохом сне - надо запрещать детям входить в воду.
  • При обучении плаванию добивайтесь, чтобы ребята сознательно овладевали новыми движениями.
  • Хорошо, если перед началом обучения дети вместе с родителями посетят водную станцию или бассейн и посмотрят, как плавают их сверстники, Наглядные примеры ускорят и облегчат обучение.

С какого возраста учить ребенка плавать?

В наше время разработаны методики грудничкового плавания, согласно которым детей учат плавать чуть ли не с рождения. Если родители считают, что слишком рано учить ребенка плавать в столь юном возрасте , можно начать подготавливать детей к плаванию с трех-четырехлетнего возраста, приучая к воде купанием, простейшими играми и забавами.

В пять лет ребенка знакомят с некоторыми элементами плавания (выдох в воду, скольжение, движение ног), учат держаться на поверхности воды и проплывать хотя бы несколько метров. Детям прививают вкус к занятиям и играм в воде, воспитывают у них желание научиться плавать.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте совершенствуются умение держаться на воде и все подготовительные к плаванию движения, увеличивается постепенно проплываемое расстояние. В это время можно переходить к обучению детей плаванию каким-либо определенным стилем. Чаще всего - это плавание на груди и на спине (кролем).

Конечно, это только очень приблизительное распределение требований, которые предъявляют детям разного возраста. Тут важно другое:

Упражнения для обучения плавания для детей

В каком бы возрасте ни начинали учить ребенка плавать , надо его сначала путем различных упражнений и игр приучить к воде : научить смело входить в воду, свободно и непринужденно передвигаться а ней, погружаться с головой. Ребенок должен держаться на воде, выполнять различные предшествующие плаванию упражнения.

Только после этого можно обучать плаванию определенным стилем (кролем, брассом и т. д.) Соблюдая строгую последовательность в нарастании сложности педагогических задач, можно добиться положительных результатов при обучении плаванию. Ни в коем случае нельзя, как это еще иногда, к сожалению, практикуется, умышленно сталкивать ребенка в воду. Нельзя надеяться, что ребенок поплывет самостоятельно, подчиняясь инстинкту самосохранения. Этим можно вызвать у ребенка страх и навсегда отбить охоту учиться плавать.

В начале обучения взрослый должен находиться в воде вместе с ребенком. Если то или иное упражнение не получается у ребенка или он боится его выполнить, окажите ему помощь: поддержите за руки, голову, за спину или грудь.

  1. С самых первых занятий надо научить ребенка правильно погружаться в воду. Погружаясь с головой, дети сначала задерживают дыхание на вдохе, а в дальнейшем постепенно, не торопясь, выдыхают воздух в воду. При правильном выполнении упражнения на поверхности воды появляются бурлящие пузырьки. Для того чтобы лучше ориентироваться, можно открыть под водой глаза и осмотреться.
  2. Чтобы ощутить поддерживающую силу воды и освоить горизонтальное положение тела, надо практиковаться в скольжении на груди и спине. Это упражнение называется «Водяная стрелка»:

Выполняется оно следующим образом. Ребенок входит в воду (глубина по пояс), становится лицом к берегу, поднимает руки вперед-вверх, делает глубокий вдох и, слегка присев, энергично отталкивается от дна и падает на воду. Тело ребенка выпрямлено, руки и ноги вытянуты, кисти сложены вместе ладонями вниз, голова опущена в воду. Во время скольжения на груди выдыхать надо в воду. Повторять это упражнение нужно ежедневно, стараясь скользить все дальше и дальше. Умение скользить по поверхности воды - это первый шаг к плаванию.

Научиться держаться на поверхности воды помогают и другие упражнения. Наиболее распространенные из них - «Поплавок» и «Медуза».

3. Упражнение «Поплавок» выполняется следующим образом:

Стоя в воде (глубина воды по грудь), ребенок делает глубокий вдох и, задержав дыхание, погружается под воду с головой. Под водой он сильно сгибает ноги, охватывает руками голени и подтягивает колени к груди, нагнув голову как можно ближе к коленям. В этом положении ребенок всплывает «поплавком» на поверхность воды и плавает некоторое время (считая до десяти), не изменяя положения тела, рук, ног и головы. Потом спокойно встает на дно.

4. Упражнение «Медуза» обычно проводится на более мелком месте, где глубина воды по пояс:

Это упражнение отличается от предыдущего тем, что, сделав глубокий вдох и задержав дыхание, ребенок наклоняется вперед и свободно ложится на воду не сгибая при этом рук и ног. Тело ребенка сначала немного погружается в воду, затем всплывает. Ребенок лежит на воде без движений. Сосчитав до десяти, он встает.

5. Одновременно с этими упражнениями предложите ребенку разучивать движения ногами. Движения ногами помогают пловцу удерживать тело в горизонтальном положении и способствуют его продвижению вперед. Ознакомиться с ними можно, сидя на берегу, потом ложа в воде на мелком месте, упираясь руками в дно и свободно выпрямив ноги:

Движения должны быть плавными, без напряжения, ритмичными и не очень быстрыми, с амплитудой движения вверх - вниз около 40 см.

Слегка повернутые во внутрь ступни все время находятся под водой, и только пятки (носки) немного выступают на поверхность воды и вспенивают ее.

6. Движения ногами в дальнейшем совершают при скольжении на груди и на спине, а также держась за гладко обструганную доску или за надутый резиновый круг, мяч и т. д.:

Плавая с поддерживающим на воде предметом, дышать надо равномерно, вдыхать быстро, широко открыв рот, выдыхать в воду медленно.

7. После того как ребенок освоит движения ног, надо научить его самостоятельно удерживаться на поверхности воды, сначала произвольно, а затем и правильно работая руками. Следует, чтобы ребенок плавал медленно, не делал резких движений.

Гребок следует начинать прямой рукой, заканчивая его у бедра. Грести надо плавно, без торопливости, выносить в конце гребка руку локтем вверх и вновь вытягивать ее вперед. Гребки совершаются попеременно: когда одна рука гребет, другая - вытягивается вперед:

На каждый гребок - три-четыре попеременных движения ногами.

Первое время дети должны плавать, задерживая дыхание на вдохе или с постепенным выдохом в воду. Проплыв так 8-10 м, ребенок должен встать, сделать вдох и опять поплыть дальше. Позже научите ребенка делать вдох в тот момент, когда одна рука вынимается из воды, перед тем как пронести ее по воздуху, а выдох - когда эта же рука гребет. В этом случае голову для вдоха над с поворачивать в сторону.

Разрешайте детям плавать и не вынимая рук из воды, а также на спине. Многие дети легче осваивают эти способы плавания.

Систематически выполняя приведенные упражнения, каждый ребенок к концу лета будет уверенно держаться на воде и научится плавать.

Чтобы избежать однообразия при занятиях плаванием, следует широко использовать различные игры и развлечения в воде.

Из опыта работы

«Роль «сухого плавания» в подготовке дошкольников к занятиям в воде»

Иванова Елена Викторовна,

инструктор по физической культуре МБДОУ № 7,

пгт Никель Мурманской обл.

Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше. Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния зависит от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации.

Могут быть выделены несколько этапов обучения.

Первый этап: начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами.

Второй этап: связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно.

Основное содержание занятий составляют физические упражнения и игры. Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательно – воспитательный эффект. Понимание смысла заданий стимулирует заинтересованное и активное выполнение их, способствует постепенному усвоению и осознанию значения упражнения. Это побуждает детей выполнять движения как можно лучше, четче.

Двигательные умения и навыки формируются при многократном повторении упражнений. Принцип наглядности при обучении плаванию – один из ведущих.

В своей работе я использую упражнения по обучению плавания детей дошкольного возраста на суше (сухое плавание) с элементами дыхательной гимнастики. Применение упражнений способствует формированию специфического двигательного опыта дошкольников (обучение навыку плавания); укреплению здоровья и закаливанию организма детей; обеспечивает создание условий эмоционального благополучия воспитанников. Эти упражнения полезны сами по себе и физически развивают ничуть не хуже, чем занятия с гантелями, эспандерами и гирями. Применение упражнений позволят поддерживать у детей интерес к их выполнению, способствует формированию дружеских отношений, разбираться в собственных ощущениях и впечатлениях.

Приведу несколько примеров упражнений на суше, образно-игровой формы:

Упражнение «Морские фигуры»

Цель: развитие силы мышц.

Морская звезда — лечь на живот, прогнувшись, руки в стороны, ноги врозь.

Морской конек – сесть на пятки, руки за голову.

Краб – передвижение в упоре стоя, согнувшись, ноги согнуты врозь.

Дельфин – лежа на животе, прогнувшись, руки вверх в замок.

Цель: развитие гибкости

Улитка – упор лежа на спине, касание ногами пола за головой.

Морской лев – упор сидя между пятками, колени врозь.

Медуза – сед, ноги врозь, с наклоном вперед до касания руками стопы.

Уж – сед с предельно разведенными врозь ногами, руки на пояс.

Морской червяк – упор стоя, согнувшись.

Подвижная игра: Море волнуется.

Цель: развитие воображения и двигательной памяти.

Образно-игровая форма упражнений в стихах и загадках.

Упр. «Две лягушки»

Цель: развитие коммуникативных навыков, внимания, гибкости.

Дети прыгают, как лягушки, с выносов прямых рук вперед вверх.

Видим, скачут по опушки

Две веселые лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгать с пятки на носок.

Упр. «Цапля»

Цель: формирование и коррекция осанки, развитие внимания.

Ходьба по кругу с высоко поднятыми коленями.

У меня ходули – На одной ноге стоит,

Не страшно болото. В воду пристально глядит.

Лягушат найду ли? Тычет клювом наугад —

Вот моя забота. Ищет в речке лягушат.

Упр. «Морская звезда»

Цель: развитие силы мышц.

С неба звездочка упала,

В море синее попала,

И теперь морской звездой

Поселилась под водой.

Упр. «Медуза»

Цель: развитие гибкости.

Сесть – с наклоном вперед до касания руками стопы, ноги врозь.

Динамическое упр. «Медуза»

Цель: профилактика сколиоза.

И.П. – лежа на животе, раздвинув в стороны ноги и руки. Поднять руки, ноги, голову держать на 4 счета. Затем медленно опустить на пол и немного расслабиться.

Игровое упр. «Морж»

Цель: укрепление осанки.

Дети, подражая моржам, ползут друг за другом, подтягиваются на руках.

Вы узнаете моржа –

Бивни, словно два моржа!

Но моржи и для красы

Носят бивни – как усы!

Морж все время закаляется –

В ледяной воде купается.

Упр: «Ёж»

Цель: освоение техники задержки дыхания.

Сгруппироваться, перекаты вперёд – назад.

Парные упражнения для разминки при обучении плаванию

В старшем дошкольном возрасте при обучении плаванию значительное место отводится парным упражнениям, выполняемым во время разминки для разогрева основных мышечных групп. Применение парных упражнений позволяет поддержать у детей интерес к их выполнению, способствует формированию дружеских отношений, развивает умение слушать своего партнёра, подстраивать свои действия под действия товарища, приучает выполнять движения в общем темпе, синхронно, с единой амплитудой и интенсивностью. В парной тренировке в работу активно включается вестибулярный аппарат: выполнение многих упражнений требует от детей способности удерживать равновесие, а значит, будет развиваться координация.

Упр. «Калач»

ИП – стоя спиной друг к другу, руки переплести и поставить на пояс.

1 – синхронный поворот головы вправо;

3 – то же влево;

Упр. «Каноэ»

ИП – сидя на корточках, руки в стороны, слегка наклониться вперёд.

1 – выпрямить спину, макушкой тянуться к потолку, руки параллельно полу.

Упр. «Насос»

ИП – один ребёнок сидит на корточках, другой стоит в основной стойке, оба держат друг друга за руки.

1 — первый ребёнок встаёт, второй – садится. Партнёры помогают друг другу.

Упр. «Окошко»

ИП – стоя напротив друг друга, руки в стороны, макушкой тянуться вверх.

1 – наклон в сторону, одну руку – вверх, другую – вниз, смотреть в сторону наклона;

2 – то же в противоположную сторону.

Упр. «Пилим дрова»

ИП – сесть лицом друг к другу, ноги врозь, пятки соединить, держаться за руки.

1 – наклон первого партнёра вперёд, второй тянет его на себя.

2 – аналогичные действия выполняются другим партнёром.

Упр. «Кувшинка»

ИП – сидя по-турецки, руки в стороны, лодочкой.

1 – наклон в сторону, одну руку – вверх, другую – вниз, смотреть в сторону наклона.

2 – в другую сторону.

Упр. «Тачки»

ИП – один ребёнок ложится на коврик, руками опирается в пол; другой – стоит, держа первого за ноги.

1 – 6 – первый ребёнок передвигается на руках, второй помогает ему, держа за ноги. Затем партнёры меняются местами.

Правильное дыхание при выполнении упражнений – необходимое условие полноценного физического развития. При обучении ребёнка правильному дыханию, прежде всего, надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать надо через нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребенка, профилактическое средство против тонзиллитов и респираторных заболеваний.

Для освоения физических упражнений с элементами дыхательной гимнастики необходимо решить следующие задачи:

  1. повысить общий жизненный тонус ребёнка, сопротивляемость, закалённость и устойчивость его организма к заболеваниям дыхательной система;
  2. развивать дыхательную мускулатуру, увеличить подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшить лимфо- и кровообращение в легких, улучшить деятельность сердечно-сосудистой системы.

Я использую дыхательную гимнастику, которая оказывает положительное влияние на все системы организмы: эндокринную, дыхательную, кровеносную, пищеварительную, мочевыводящую, нервную. В дыхательной гимнастике существует успокаивающее «вечернее» и мобилизующее «утреннее» дыхание.

Успокаивающее дыхание способно погасить избыточное возбуждение и нервное напряжение. Этот тип дыхания может нейтрализовать последствия конфликта, снять предстартовое волнение и помочь расслабиться перед сном.

Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому и безболезненному переходу от сна к бодрствованию, мобилизации внимания.

С тонизирующим эффектом

Упражнение 1. Мобилизующее дыхание

ИП – стоя или сидя (спина прямая). Выдохнуть воздух из лёгких, затем сделать вдох. Задержать дыхание на 2 с, выдох такой же продолжительности, как вдох. Затем постепенно увеличить фазу вдоха.

Упражнение 2. «ЗАМОК»

ИП – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях в положении «замок». Сделать вдох, одновременно поднять руки над головой ладонями вперёд. Задержка дыхания (2с.), резкий выдох через рот, руки падают на колени.

С успокаивающим эффектом.

Упражнение 1. «ОТДЫХ»

ИП — стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Сделать вдох. На выдохе наклониться, расслабить плечи и шею, голову и руки опустить к полу. Дышать глубоко, следить за дыхание. Находиться в таком положении в течение 1-2 минут. Затем выпрямиться.

Упражнение 2. «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий предлагает детям надуть воображаемые шарики: «Вдохните, поднесите «шарик» к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы, надувайте его. Следите за тем, как ваш шарик становиться все больше и больше, как увеличиваются на нем узоры. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите шарику друг другу».

Упражнение 3. «ПЕРЕДЫШКА»

В течение 3 минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можно даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием.

Упражнение 4. «ШТАНГА»

Цель: расслабить мышцы спины.

Сейчас мы с вами будем спортсменами – тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола, приподнимите её на вытянутых руках. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем ещё раз.

Вывод: «Сухое плавание», т.е. упражнения на суше, во-первых, играют существенную роль в подготовке организма ребёнка для занятия в воде.

Во-вторых: в процессе выполнения упражнений есть возможность доступно объяснить ребёнку его технологию, уделить больше времени его изучению и совершенствованию.

Научившись выполнять движения на суше

— ребёнок легко воспроизводит его в воде;

— легко справляется с сопротивлением воды;

— повышается объём двигательной активности;

— закаливающая процедура, которая способствует укреплению здоровья детей.

На первых уроках ребенка учат передвигаться в воде с помощью гребковых движений руками. Затем постепенно обучают правильно выдыхать воздух и погружаться с головой во время выдоха. Далее, чтобы лучше ориентироваться в воде, его приучают открывать под водой глаза. Эти упражнения можно выполнять вдвоем, взявшись за руки.

Когда ребенок освоился с водой и правильно выполняет подготовительные упражнения, его учат держаться на воде. Для этого используют такие упражнения, как «Поплавок» и «Медуза». Чтобы выполнить упражнение «Поплавок», заходят в воду на глубину по грудь, становятся лицом к берегу, делают глубокий вдох и, задерживая дыхание, погружаются в воду с головой. Под водой сгибают ноги и берутся руками за голень, прижимая колени к груди, а голову к коленям (положение группировки). В таком положении тело ребенка постепенно всплывает на поверхность, и он спокойно становится на дно ногами.

Упражнение «Медуза» выполняют также с задержкой дыхания после глубокого вдоха, но при этом ложатся на поверхность воды, расставив в стороны руки и ноги. Тело ребенка сначала погрузится в воду, а потом обязательно всплывет на поверхность.

Выполняя специальные упражнения «Поплавок» и «Медуза», ребенок про себя считает до 8-10, а потом становится ногами на дно.

Затем ребенка учат скользить по воде на груди, что помогает ему впоследствии усвоить горизонтальное положение тела и прочувствовать поддерживающую силу води Чтобы выполнить это упражнение, входят в воду по пояс лицом к берегу, приседают, поднимают руки вверх, прижимая ими голову с боков и, сделав глубокий вдох, отталкиваются ногами от дна и ложатся на воду. Выдох делают в воду. Это упражнение надо выполнять на каждом занятии.

Необходимо овладеть также правильными движениями ногами, потому что именно эти движения помогают ребенку держаться на воде и плыть. Упражнения для ног сначала выполняют на берегу, а потом в воде на мелком месте. Ребенок ложится на воду, опираясь на прямые руки или на предплечья, и выпрямляется так, чтобы на поверхности были видны носки (если ребенок лежит на спине) или пятки (если ребенок лежит на груди). В этом положении медленно и ритмично двигают почти прямыми ногами вверх - вниз, в основном за счет сгибания в тазобедренных суставах. Носки ног оттянуты и повернуты в середину, без лишнего напряжения мышц. Амплитуда во время работы ног должна быть не более 30-40 см.

Работу ног совершенствуют на каждом занятии; сочетая с передвижением руками по дну. Потом начинают плавать, держась руками за плавательную доску или другой предмет. Дыхание должно быть равномерным: быстрый вдох и медленный выдох в воду через сомкнутые губы.

Усвоив работу ног, разучивают движения руками и пытаются самостоятельно держаться на воде. Движения руками ребенок выполняет под водой попеременно. Когда одна рука делает гребок, другая выпрямляется вперед, закончив гребок возле бедра, руку сгибают в локте и плавно выносят вперед до полного выпрямления. Делать гребок надо плавно, не спеша, слегка ускоряя движения в конце гребка.

Движения руками и ногами во время плавания должны быть непрерывными. Под каждый гребок рукой делают 3-4 попеременных движения ногами. Сначала детям дают возможность побольше отдохнуть во время плавания, а потом разнообразят занятия разными играми, способствующими обучению плаванию.

В дальнейшем ребенка знакомят со спортивным способом плавания - кролем, что в переводе с английского языка означает ползание по воде (рис.). Это самый быстрый способ плавания. Лучше всего научить новичка облегченному варианту этого способа - на груди без выноса рук из воды. При плавании этим способом тело ребенка находится в горизонтальном положении. Голову надо держать так, чтобы рот находился над поверхностью воды. Ноги свободно вытянуты, носки оттянуты и развернуты в середину. Когда нога опускается вниз, она немного сгибается в коленном суставе. Руки поочередно вытягиваются вперед и проносятся возле поверхности воды. Гребок рукой выполняют до вертикального положения, а ладонь оказывается возле плеча и снова вытягивается вперед, как бы догоняя в движении вторую руку.

Научившись уверенно держаться на воде и проплывать определенное расстояние, можно разучивать другие способы плавания.

Статьи по теме: