Метания в легкой атлетике. Виды метания, их специфика Метание кратко

Задача любого вида метаний - перемещение снаряда в пространстве на возможно большее расстояние. Метания требуют от спортсмена мощных усилий взрывного характера. Занятия метаниями , быстроту, .

Метания в легкой атлетике

В зависимости от способа выполнения легкоатлетические метания делятся на три вида: 1) толчком (ядро); 2) броском из-за головы (копье, граната); 3) с поворотом (диск, молот).

Основная статья :

Толкание ядра. Толканию ядра как спортивному упражнению предшествовало толкание тяжелых камней, а позднее - тяжелых кусков металла. Родиной толкания ядра является Великобритания. Этим объясняется, что вес ядра и размер места для толкания определяются английской- системой мер. Для достижения высоких спортивных результатов в этом виде легкой атлетики требуется совершенная техника исполнения и высокий уровень развития силовых и скоростно-силовых качеств.

Материальное обеспечение. Мужское ядро весит 16 английских фунтов (7,260 кг), а женское - 4 кг. Диаметр круга для толкания равен 7 английским футам (2,135 м). У передней внешней части обода круга устанавливается брусок из дерева (сегмент) высотой 10 см, окрашенный в белый цвет. Ядро - шар, имеющий гладкую поверхность, оно должно быть из чугуна, латуни или другого материала.

В секторе для приземления ядра, а также диска и молота ограничительные линии расходятся под углом 34,92° . Боковые линии секторов шириной 5 см не входят в площадь секторов.

Основная статья :

Метание копья, гранаты и мяча . Если метание копья использовалось в системе физического воспитания древних греков, то метание гранаты евро включаться в соревнования в нашей стране с 20-х годов прошлого столетия. В настоящее время метание гранаты не входит в программу крупных соревнований. Вместе с тем метание гранаты широко применяется в школах и в армии, а также используется как вспомогательное упражнение для овладения отдельными элементами техники метания копья. Метание малого мяча по технике движений выполняется так же, как и метание гранаты.

Материальное обеспечение. Копье состоит из древка, наконечника и обмотки. Мужчины метают копье весом 800 г и длиной 260-270 см, женщины соответственно 600 г и 220-230 см .

Место для соревнований по метанию копья представляет собой дорожку (шириной 4 м, длиной - не менее 30 м) для выполнения разбега с копьем и размеченный под углом 29° сектор для приземления снарядов , разделенные криволинейной планкой (ширина 7 см), от которой измеряется спортивный результат.

Спортивная граната может быть деревянной, либо из другого пригодного материала с металлическим чехлом, или цельнометаллической. Вес гранаты - 700 г для мужчин, женщины и юноши среднего возраста метают гранату весом 500 г .

Вес и диаметр мячей, используемых при обучении и тренировке, могут быть различными. На соревнованиях мальчиков и девочек используются мячи весом 155-160 г .

Метание гранаты и мяча на соревнованиях небольшого масштаба производится с места и с разбега в коридор шириной 10 м, а на соревнованиях выше городского масштаба угол сектора, как и в метании копья, - 29°.

Метание диска было одним из любимых физических упражнений в древности. Диск является планирующим снарядом, так как обладает аэродинамическими свойствами. Интересно, что метание диска - один из немногих видов легкой атлетики, где и мировой и олимпийский рекорды, принадлежащие женщинам, выше, чем установленные мужчинами.

Материальное обеспечение. Диск метают из круга диаметром 2,50 м.

Для обеспечения безопасности участников, судей и зрителей по периметру круга устанавливается предохранительное ограждение высотой 7 м.

Диск изготавливается из дерева или другого подходящего материала, окаймленного металлическим ободом. Мужской диск весит 2 кг, женский - 1 кг.

Метание молота . Как вид легкой атлетики возник в Шотландии и Ирландии, где изначально бросали какой-либо массивный груз с прикрепленной деревянной рукоятью. Современная техника метания молота основана на вращательно-поступательном движении системы «метатель-снаряд» в пространстве, ограниченном размерами круга. Требует от спортсменов силы и координации движений. Вращательное движение является лучшим способом сообщения снаряду высокой скорости. Поэтому в настоящее время молот метают с трех или четырех поворотов, как мужчины, так и женщины .

Материальное обеспечение. Снаряд по составу, форме и весу аналогичен ядру (7,260 кг - у мужчин и 4 кг - у женщин), к которому крепится стальная проволока с ручкой на конце. Для безопасности метания круг диаметром 213,5 см ограничивается металлической сеткой.

Меры безопасности и профилактика травматизма при проведении занятий и соревнований

При проведении занятий необходимо соблюдать следующие правила:

  • на занятиях по метаниям пользоваться только исправным инвентарем, при этом вес и размеры его должны соответствовать возрасту и подготовленности учащихся;
  • не проводить встречных метаний; не располагаться со стороны метающей руки, а находиться сзади метателя;
  • перед каждым броском предупреждать окружающих, а находящиеся в поле должны стоять лицом в сторону метающего;
  • метать и собирать снаряды только по команде преподавателя (запретить передачу снарядов по воздуху);
  • непосредственно перед метанием снарядов выполнить специальные упражнения для мышц и связок локтевого и плечевого суставов, а в сырую погоду тщательно вытирать снаряды;
  • при метании диска и молота место для метания должно быть огорожено предохранительной сеткой.

При подготовке оборудования к соревнованиям, в дополнение к уже сказанному, необходимо помнить, что перед каждым соревнованием надо обязательно проверять сетки ограждений, правильное их крепление к стойкам, прочность самих стоек. Ограждение должно быть таким, чтобы не возникла опасность отскока или рикошета снаряда в сторону спортсмена или вылета над верхом ограждения.

Основы техники легкоатлетических метаний

В легкой атлетике имеются 5 видов метаний - ядра, диска, копья, молота и гранаты.

Основная цель метателей - бросить (метнуть, толкнуть) снаряд на возможно большее расстояние, соблюдая определенные правила, ограничивающие действия спортсменов. Метания построены на трех основных способах бросания снарядов: 1) через плечо (копье, граната); 2) с боку (диск, молот); 3) от плеча (ядро). Эти способы определяют форму разбега и финального усилия в метании.

Метание копья и гранаты выполняется с прямолинейной формой разбега - лицом вперед. Толкание ядра в основном осуществляется спиной в сторону метания, где прямолинейность разбега (скачка) сочетается с поворачивающим движением тела в момент выбрасывания снаряда. Наконец, при метании диска, молота, а в последнее время и ядра, применяется разбег в виде поворота, где одновременно сочетаются поступательные и вращательные движения (с одним поворотом в диске, ядре и 3-4 поворотами в молоте). Несмотря на различную форму и вес снаряда, на разные условия и способы выполнения метаний, имеется много закономерностей, обусловливающих рациональную технику метаний.

Факторы, влияющие на дальность полета легкоатлетических снарядов

Все метания подчинены общим законам механики. На любой снаряд, бросаемый под углом к горизонту, действуют одни и те же факторы, определяющие дальность его полета. Исходя из законов механики, дальность полета снаряда равна:

S=(V 0 2 Xsin2a)/g

где V 0 - начальная скорость вылета снаряда; а - угол вылета снаряда; g - ускорение свободного падения.

Это уравнение, однако, не учитывает воздействия атмосферной среды и того факта, что снаряд покидает руку метателя на некоторой высоте вылета (h 0).

Высота начальной точки вылета (h 0) зависит от роста метателя, длины его рук, техники. Чем выше высота начальной точки вылета, тем лучше. Но поскольку высоту начальной точки вылета увеличить для одного и того же спортсмена практически невозможно, рассчитывать на рост результата за счет этого не приходится.

Рис. 9. Система полета снаряда: S - длина полета по горизонтали; V0 - начальная скорость вылета; а - угол вылета; Я - высота взлета; h0 - начальная высота вылета; z - угол местности

Вышеприведенную формулу можно использовать для определения дальности полета снаряда, но всегда следует учитывать и другие параметры. Итак, в целом на результат в метании легкоатлетических снарядов влияют следующие факторы (рис. 9):

а) начальная скорость вылета снаряда (V 0);

б) угол вылета снаряда (а),

в) воздействие атмосферной среды (сопротивление воздуха, сила и направление ветра);

г) высота выпуска снаряда над землей (h 0);

д) аэродинамические свойства снаряда;

е) угол атаки снаряда (β).

Все факторы определяют в каждом конкретном случае эффективность метаний, но при этом значение каждого из параметров далеко не равноценно. В практике наибольшее значение имеют -начальная скорость, угол вылета и воздействие атмосферной среды. Их анализ необходим прежде всего для правильной оценки всех движений метателя, совершающего бросок снаряда. Рассмотрим подробнее каждый из основных факторов, влияющих на дальность полета снаряда.

Начальная скорость вылета снаряда на дальность его полета

Рассматривая составные величины указанной выше формулы, становится очевидным, что основным фактором увеличения дальности полета снаряда во всех метаниях является начальная скорость.

Теоретически нет никаких ограничений для увеличения начальной скорости. В формуле начальная скорость возведена в квадрат (V02), поэтому если скорость возрастает в два раза, то дальность полета, при прочих равных условиях, увеличивается в 4 раза, при увеличении в 3 раза - в 9 раз и т.д. Например, скорости вылета ядра 10 м/с соответствует результат 12 м, а скорости 15 м/с -около 25 м, т.е. увеличение скорости в 1,5 раза приводит к увеличению результата в 2,25 раза.

В метаниях скорость вылета снаряда создается в итоге использования быстроты :

  • предварительного размахивания;
  • предварительного перемещения («метатель + снаряд» в разбеге);
  • заключительного, финального усилия метателя в момент самого броска.

При этом степень сообщения скорости в разбеге и финальном движении для разгона снаряда в различных видах метания разная. Так, скорость стартового разгона в толкании ядра составляет 15-20%, метании копья - 15-22%, метании диска - 40-45%, метании молота - 80-85%, а остальная скорость сообщается снаряду в финальном усилии.

Как видно, в толкании ядра и метании копья большее значение для разгона снаряда имеет финальное движение, в метании диска эти части техники метания имеют примерно равное значение, а в метании молота предварительная скорость значительно больше окончательной. Характерно, что у спортсменов высокого класса более равномерно увеличивается скорость снаряда от старта до вылета. Значительные колебания скорости видны и наблюдаются, как правило, у спортсменов младших спортивных разрядов. Спортсменов высокого класса отличает больший прирост скорости снаряда в финальном усилии.

Начальная скорость вылета снаряда является результатом суммирования скоростей отдельных звеньев тела - ног, туловища, рук. При этом, что особенно важно, происходит последовательный разгон звеньев снизу вверх, т.е. каждое последующее звено начинает движение, когда скорость предыдущего достигает максимума. Начальная скорость сообщается снаряду за счет работы мышц ног и туловища, а заключительная - включения мышц плечевого пояса и руки (копье, ядро, диск, граната).

Кроме этого, скорость вылета снаряда зависит от величины силы, приложенной к снаряду, и времени воздействия этой силы на него. Если исходить из второго закона Ньютона (V = Ft/m), то получится, что скорость прямо пропорциональна силе и времени ее приложения (масса снаряда - величина постоянная). Значит, чем большей силой мы будем воздействовать на снаряд и чем продолжительнее будет это воздействие, тем с большей скоростью снаряд покинет руку метателя. Если длину пути приложения на снаряд брать как степень технического мастерства спортсмена, то в конечном счете мы приходим к выводу, что начальная скорость снаряда (и результат в спортивном метании) находится в прямой зависимости от специальной силовой подготовленности и технического мастерства метателя.

Важно подчеркнуть, что для обеспечения воздействия на движущийся с относительно большой скоростью снаряд мышцы метателя должны быть не только сильными, но и быстрыми. Причем спортсмен в процессе всего метания должен сообщать скорость не одному снаряду, а всему телу и снаряду, то есть системе «метатель + снаряд». Лишь во второй половине финального усилия ускоряется только один снаряд.

Следует отметить еще два условия, влияющие на увеличение начальной скорости в метаниях с вращением (диск, молот). Большую роль для создания начальной скорости полета снаряда здесь играет величина угловой скорости и радиус вращения, то есть расстояние от оси вращения до центра тяжести снаряда.

На величину радиуса влияет длина руки метателя (при метании диска), длина снаряда и расположение центра тяжести в самом снаряде (при метании молота). Чем больше радиус вращения при данной угловой скорости, тем выше начальная скорость полета и лучше результат метания.

Влияние угла вылета снаряда на спортивный результат

Следующим фактором, от которого в значительной мере зависит дальность полета, является угол вылета снаряда.

Углом вылета (а) называется угол, построенный в точке вылета снаряда и заключенный между горизонтальной линией и вектором скорости диска (касательной к началу траектории полета). Как известно, если снаряд бросить в безвоздушном пространстве под углом 45° к горизонту, то он пролетит наибольшее расстояние. Но на практике оптимальные углы вылета различных снарядов оказываются меньше. Во-первых, это обусловливается тем, что спортивный снаряд выпускается в среднем на высоте от 160 до 220 см. Наличие разницы уровней вылета и приземления снаряда (так называемый угол местности ) является первой причиной уменьшения теоретического угла выпуска.

Во-вторых, метание под меньшим углом позволяет увеличить путь воздействия на снаряд и, в-третьих, строение мышечной системы спортсмена способствует большему приложению усилий при более низком угле вылета. Во всех видах метаний, кроме метания диска, с увеличением скорости разбега угол вылета незначительно повышается (в метании диска понижается). Кроме этого, в планирующих снарядах (диск, копье) на изменение угла вылета влияет еще направление и величина ветра.

Таким образом, угол вылета зависит от высоты выпуска снаряда над землей, аэродинамических свойств снаряда (для диска и копья), состояния атмосферы (направление ветра), скорости разбега.

В спортивных метаниях надо использовать так называемые оптимальные углы вылета снарядов. В данном случае под оптимальным углом понимают наиболее выгодный угол для дальности полета снаряда.

  • при метании копья: 30 -35°;
  • при метании диска: 36 -38°;
  • при толкании ядра: 38-41°;
  • при метании молота и гранаты: 42 -44°.

Воздействие атмосферной среды на дальность полета снаряда

После того как снаряд покинул руку метателя, на него сразу же начинают действовать две силы воздушной среды: 1) сила сопротивления (или лобового сопротивления); 2) подъемная сила.

Сила сопротивления направлена против скорости снаряда и тем самым уменьшает дальность его полета. Она в основном зависит от площади поперечного сечения снаряда и от квадрата скорости его движения.

Подъемная сила - это сила, которая удерживает снаряд в полете, противодействуя силе тяжести. Если снаряд движется так, что потоки воздуха его обтекают равномерно как сверху, так и снизу, то на него не будет действовать подъемная сила. Если же направление скорости не совпадает с направлением продольной оси снаряда (плоскости диска), то потоки воздуха сверху и снизу будут неодинаковы. При этом сверху частицы воздуха будут обтекать снаряд быстрее и в то же время проходить большее расстояние, чем снизу, а, следовательно, давление воздуха на снаряд будет меньше, чем давление снизу. В результате разности давлений сверху и снизу возникает подъемная сила.

Существенно помнить, что подъемная сила не обязательно направлена вверх, ее направление может быть различным. Это зависит от положения снаряда и направления воздушного потока относительно его. В тех случаях, когда подъемная сила направлена вверх и уравновешивает вес снаряда, он начинает планировать. Планирование копья и диска существенно повышает результаты в метаниях.

При полете таких тяжелых снарядов, как ядро и молот, действие этих сил практически незначительно и фактически не влияет на их полет в воздухе. Иначе с так называемыми планирующими снарядами, как диск и копье, которым в полете оказывает существенное сопротивление атмосферная среда (плотность воздуха, сила и направление ветра). Важную роль при метании планирующих снарядов играет угол атаки, который образуется продольной осью (плоскостью) снаряда и направлением набегающего потока воздуха. Он может быть положительным, равным нулю или отрицательным. Если поток воздуха набегает на нижнюю поверхность диска и копья, то угол атаки положительный, если на верхнюю -отрицательный.

Рис. 10. Силы, действующие на планирующий снаряд в полете: g - сила тяжести; X - сила сопротивления среды; Y - подъемная сила; а - угол вылета; β - угол атаки; V - скорость вылета

Как видно из рис. 10, на снаряд действуют сила тяжести (g), сила сопротивления среды (X), подъемная сила (Y). Фиксируются углы вылета (а) и атаки (β).

В метании диска лучше, если значение угла атаки вначале будет равно углу вылета. Иными словами, метатель должен стремиться направить усилия точно в плоскость снаряда. В этом случае диск в полете не будет совершать поперечных движений. Метатели копья стремятся, чтобы угол атаки был близок к нулю (попасть точно в копье»). При полете мяча, ядра и молота угла атаки нет.

Следует иметь в виду, что с увеличением угла атаки (β) увеличивается как подъемная сила, так и лобовое сопротивление воздушной среды, но при этом прирост подъемной силы будет идти гораздо быстрее, чем прирост лобового сопротивления. Впоследствии лобовое сопротивление продолжает возрастать, а подъемная сила начинает уменьшаться, и когда плоскость снаряда станет перпендикулярной направлению скорости, подъемная сила станет равной нулю. Следовательно, на траектории есть участки, где подъемная сила больше лобового сопротивления, и участок, где лобовое сопротивление превышает подъемную силу. Отсюда и вытекает

необходимость найти оптимальные углы выпуска и атаки, при которых подъемная сила на большом участке траектории полета превышала бы лобовое сопротивление, а значит, и снаряд мог бы пролететь большее расстояние.

Большое влияние на полет планирующих снарядов оказывает направление движения воздуха. При метании диска и копья против встречного ветра возрастает сила лобового сопротивления воздуха и пропорционально увеличивается подъемная сила. Так создается аэродинамический прирост дальности полета снаряда. При метаниях против ветра для лучшего использования подъемной силы несколько уменьшают угол вылета снарядов по мере увеличения скорости ветра. Расчеты показывают, что встречный ветер порядка 5 м/с, например, увеличивает дальность полета диска на 10%, а попутный снижает на 2,5%.

Интересно, что аэродинамические свойства женского диска выше, чем мужского. При одной и той же начальной скорости женский диск летит дольше, чем мужской. Причем при сильном встречном ветре это преимущество еще более возрастает. При попутном ветре скорость его совпадает с направлением полета снаряда и происходит уменьшение аэродинамической силы. Но поскольку при этом уменьшается и сила лобового сопротивления, то это обстоятельство нужно уметь использовать для увеличения дальности броска. Это достигается путем увеличения угла вылета.

Самым неудобным для копья и диска является действие бокового ветра, который нарушает основные законы планирования снарядов в полете.

Основные части легкоатлетических метаний

Все существующие метания являются целостными ациклическими упражнениями.

Однако для удобства анализа техники каждое метание условно состоит из шести взаимосвязанных частей :

I - держание снаряда;

II - подготовка к разбегу и разбег (поворот, скачок);

III - подготовка к финальному усилию («обгон» снаряда);

IV - финальное движение (усилие);

V - торможение и сохранение равновесия после выпуска снаряда;

VI - вылет и полет снаряда.

Держание снаряда

Задача этой части - держать снаряд так, чтобы выполнить метание свободно, с оптимальной амплитудой движения, обеспечив наиболее эффективное приложение своих сил. Правильное держание снаряда зависит от его формы, веса, способа метания и позволяет наиболее полно использовать длину и силу конечностей, по возможности расслаблять мышцы метающей руки до финального усилия и сохранять контроль за движениями спортсмена. Все это способствует передаче силы метателя на снаряд в нужном направлении и по наибольшему пути, что и обеспечивает высокую начальную скорость вылета снаряда.

При метании диска и молота, с точки зрения биомеханики, нужно держать снаряд так, чтобы его центр был подальше удален от оси вращения спортсмена. Тем самым увеличивается радиус вращения, а значит, повышается начальная скорость вылета.

Подготовка к разбегу и разбег

Основная задача этой части - создать предварительную (оптимальную) скорость движения метателя со снарядом и обеспечить благоприятные условия для финального усилия. Во время разбега метатель составляет как бы единую систему со снарядом, где приобретенное им ускорение передается снаряду. Разбег выполняется в виде ускоренного бега (метание гранаты и копья), скачка (толкание ядра) и поворота (метание диска и молота, а также в последнее время - толкания ядра).

Разбегу в некоторых метаниях предшествует выполнение спортсменом предварительных движений. В толкании ядра - это замах (наклон тела) и группировка, в метании диска - размахивания, в метании молота - предварительные размахивания. Только в метании гранаты и копья спортсмен из исходного положения сразу начинает разбег.

Главная задача предварительных движений - сосредоточить внимание на выполнении метания в целом, занять рациональное исходное положение, создать наиболее выгодные условия для максимальной работы мышц в последующих движениях. В метании молота эти движения (вращения молота) позволяют к тому же придать снаряду значительную скорость до начала поворотов.

При выполнении разбега в форме одного (диск) или нескольких поворотов (3-4 в молоте) возникает значительная центробежная сила (при метании молота на 75 м она равна 300 кг), которая затрудняет движения метателя. Спортсмен обязан не только противостоять возрастающей центробежной силе, т.е. обеспечить устойчивое положение тела, но и завершить технически правильный мощный выпуск снаряда.

В разбеге (в форме поворотов или скачка) метатель может придать скорость системе «метатель + снаряд» только при опоре ногами на грунт, так как в двухопорном положении он может действовать на снаряд с наибольшей, чем при одноопорном положении, силой и, следовательно, придать снаряду большую скорость. При этом время пребывания в безопорном положении, в течение которого метатель не в состоянии увеличить скорость, следует свести к минимуму.

Предварительные движения (разбег, скачок и повороты) не выполняются на слишком высокой скорости. Эта скорость в различных метаниях должна быть оптимальной, при которой спортсмен в состоянии контролировать свои действия для создания благоприятных условий при выполнении финального движения. Скорости движения метателя и снаряда должны соответствовать техническим, скоростным и силовым возможностям метателя.

Независимо от движений и усилий метателя более совершенной техникой метания следует считать такую, когда скорость движения снаряда обязательно должна возрастать к концу метания. Скорость разбега всегда должна подбираться со строгим учетом возможностей метателя, позволяя полноценно «передать» приобретенную метателем во время разбега «энергию» снаряду. Наибольшая скорость перемещения снаряда создается в метании молота, где шар в конце 3-4 поворота достигает скорости 23-24 м/с, проходя путь 60-70 м. При метании диска снаряд развивает скорость 10-12 м/с, проходя за время поворота путь 12-15 м. При метании копья скорость перемещения снаряда и метателя достигает 6-8 м/с. Самый медленный разбег при толкании ядра - около 3 м/с.

Переход от разбега к броску в метаниях - наиболее трудный компонент техники, и он оказывается тем сложнее, чем больше скорость движения метателя в разбеге (особенно в копье, молоте, диске).

О роли разбега в метаниях говорят такие факты: при толкании ядра разница в дальности между броском с места и с разбега составляет в среднем 1,5-2 м, при метании диска - 7-10 м, при метании копья - 20-25 м. Эти данные могут служить критерием эффективности разбега.

Подготовка к финальному усилию («обгон» снаряда)

Во второй части разбега, разогнав снаряд до определенной горизонтальной скорости, метатель готовится к финальному усилию. Эта подготовка не есть простой переход от разбега к выпуску снаряда, а довольно сложное перераспределение усилий отдельных мышечных групп, и чем большая скорость движений, тем труднее его выполнить. Задача этой части - при минимальной потере линейной скорости движения снаряда ускоренным движением отдельных частей тела растянуть мышцы всех звеньев тела так, чтобы создать условия для их последовательного сокращения.

При подготовке к финальному усилию метатель должен сделать следующее:

б) в конце разбега (поворота) обогнать снаряд;

в) понизить общий центр масс тела для лучшего использования силы ног при броске;

г) обеспечить правильное устойчивое исходное положение перед финальным усилием.

Остановимся более подробно на этих действиях метателя.

В разных метаниях подобные действия происходят различно, однако во всех случаях большое значение отводится созданию предпосылок для увеличения скорости к концу метания.

Если метатель не может удержать достаточную горизонтальную скорость, то разбег (поворот) теряет свой смысл и даже мешает. Обгоном снаряда называют действия метателя в процессе разбега, когда нижняя часть тела спортсмена (ноги, таз) обгоняет верхнюю (туловище, руки) и снаряд. Иными словами, обгон снаряда осуществляется путем увеличения скорости нижней части тела метателя относительно верхней части. При этом обгон снаряда происходит не только в передне-заднем направлении, но и путем скручивания туловища в поясничной области в сторону, обратную направлению метания. Обгоняя снаряд, спортсмен увеличивает воздействие на него в финальном усилии.

В процессе подготовки к финальному усилию метатель за счет более широкой расстановки и сгибания ног понижает общий центр масс тел. Это делается для того, чтобы увеличить вертикальную скорость вылета снаряда. Метатель должен стремиться к тому, чтобы как можно ниже сместить ОЦМТ и этим увеличить путь подъема его в финальном усилии. При этом, чем ниже смещен ОЦМТ, тем больше времени требуется д

ТЕХНИКА ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ МЕТАНИЙ

ЛЕКЦИЯ№8

Техника прыжков с места

Прыжки с места применяются в основном в качестве трениро­вок, хотя и проводят соревнования по прыжкам с места и трой­ному прыжку с места. Прыжок в высоту с места проводят как контрольное испытание для определения прыгучести и силы ног.

Прыжок в длину с места. Техника прыжка с места делится на:

  • подготовку к отталкиванию;
  • отталкивание;
  • полет;
  • приземление.

Подготовка к отталкиванию: спортсмен подходит к линии от­талкивания, стопы ставятся на ширину плеч или чуть уже шири­ны плеч, затем спортсмен поднимает руки вверх чуть назад, од­новременно прогибаясь в пояснице и поднимаясь на носки. После этого плавно, но достаточно быстро опускает руки вниз - назад, одновременно опускается на всю стопу, сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах, наклоняясь вперед так, чтобы плечи были впереди стоп, а тазобедренный сустав находился над нос­ками.

Руки, отведенные назад, слегка согнуты в локтевых суставах. Не задерживаясь в этом положении, спортсмен переходит к от­талкиванию.

Отталкивание важно начинать в момент, когда тело прыгуна еще опускается по инерции вниз, т. е. тело движется вниз, но уже начинается разгибание в тазобедренных суставах, при этом руки активно и быстро выносятся вперед чуть вверх по направлению прыжка.

После отталкивания прыгун распрямляет свое тело, вытянув­шись как струна, затем сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах и подтягивает их к груди. Руки при этом отводятся на­зад-вниз, после чего спортсмен выпрямляет ноги в коленных суставах, выводя стопы вперед к месту приземления. В момент ка­сания ногами места приземления прыгун активно выводит руки вперед, одновременно сгибает ноги в коленных суставах и подтя­гивает таз к месту приземления, заканчивается фаза полета. Сги­бание ног должно быть упругим, с сопротивлением. После оста­новки прыгун выпрямляется, делает два шага вперед и выходит с места приземления.

В легкой атлетике четыре вида метаний, техника исполнения которых зависит от формы и массы снаряда. Легкое копье легче метнуть из-за головы; ядро, имеющее форму шара и довольно тяжелое, легче толкнуть; молот, имеющий ручку с тросом, мета­ют раскручивая; диск, напоминающий выпуклую с двух сторон тарелку, метают одной рукой с поворота.

Также метания можно разделить на две группы:

1) метание и толкание снарядов, не обладающих аэродинамическими свойствами;

2) метание снаря­дов, обладающих аэродинамическими свойствами. Разные виды метаний имеют общие основы техники, которые характерны для всех видов.


В основах техники различают начальную скорость вылета сна­ряда , т. е. скорость, которой обладает снаряд в момент отрыва от руки метателя. Угол вылета - (а) угол, образованный вектором начальной скорости снаряда и линией горизонта. Высота выпуска снаряда - расстояние по вертикали от точки отрыва снаряда от руки до поверхности сектора. Угол местности - ф) угол, образо­ванный линией, соединяющей точку выпуска снаряда с местом приземления снаряда и горизонтом.

Эти факторы присущи всем метаниям. Для снарядов, обладаю­щих аэродинамическими свойствами, дополнительно рассматри­ваются следующие факторы: угол атаки, лобовое сопротивление, вращательный момент. Подробнее эти факторы рассмотрим в фазе полета.

Условно целостное действие метания можно разделить на три части:

  • разбег;
  • финальное усилие;
  • торможение после выпуска снаряда.

Четвертая часть - полет снаряда происходит без воздействия метателя и подчиняется определенным законам механики. Когда составляют схему обучения техники метания, выделяют еще вспо­могательные части: держание снаряда, подготовка к разбегу, под­готовка к финальному усилию, выпуск снаряда. Главной фазой в метаниях является фаза финального усилия.

Легкоатлетические метания по структуре являются одноактны­ми или ациклическими упражнениями. Метания различны только по внешней картине движений метателя, по сути у них одна цель - придание снаряду наибольшей скорости вылета, которая является одним из основных факторов дальности полета снаряда. Другими факторами дальности полета снаряда являются угол вылета, вы­сота выпуска снаряда и сопротивление воздушной среды.

Дальность полета определяется по формуле: L=V2 x sin 2a

где V - начальная скорость вылета снаряда; а - угол вылета; g - ускорение свободного падения.

Во время разбега системе «метатель-снаряд» придается пред­варительная скорость, которая в разных видах метаний будет раз­лична (2 - 3 м/с - в толкании ядра, 7 - 8 м/с - в метании копья и диска, 23 м/с - в метании молота). Следует помнить, что в толкании ядра и метании копья определяется линейная скорость, а в метании диска и молота - угловая скорость.

Во время финального усилия предварительная скорость увели­чивается и в этой фазе осуществляется передача количества дви­жений системы «метатель -снаряд» непосредственно снаряду. Причем скорость снаряда увеличивается в метании копья и толка­нии ядра в 4 -5 раз, в метании диска - в 2 раза, а при метании молота в фазе предварительного раскручивания снаряда скорость в 4-5 раз выше окончательной. В метании молота инерция движе­ния раскрученного снаряда настолько велика, что спортсмен за счет собственных мышечных усилий не может существенно вли­ять на скорость снаряда и почти все его усилия направлены на поддержание скорости и создание оптимальных условий для его выпуска.

Предварительная скорость в разбеге сообщается системе за счет работы мышц ног и туловища, в фазе финального усилия система передает скорость снаряду за счет мышц плечевого пояса и рук, а также за счет опережающих действий нижних звеньев тела. Это верно для метания копья, диска и толкания ядра.

В метании молота иное положение. Сначала работа мышц рук и верхнего плечевого пояса придают скорость, и затем, по мере (увеличения скорости снаряда, включаются мыщцы туловища и ног, которые способствуют удержанию правильного положения тела и движению его вокруг оси с продольным продвижением вперед, противодействуя центробежной силе снаряда.

Одним из правил в метаниях является то, что для придания (скорости системе «метатель - снаряд» необходимо данный снаряд «вести» за собой, а не «идти» за снарядом. Иными словами, движе­нию снаряда должна предшествовать последовательная цепочка мышечных усилий, создающих данное движение.

Предварительная скорость системы «метатель - снаряд» всегда сбудет оптимальной и будет зависеть от следующих факторов: вида метания, технической и физической подготовленности метателя. Предварительная скорость набирается на более длинном пути движения, плавно, до оптимального значения. В фазе финально­го усилия эта скорость достигает таких максимальных величин, на 1какие только способен спортсмен, и в последней части фазы пе­редается снаряду.

Скорость, которая придается системе или снаряду, зависит от величины мышечных усилий или от величины проявления силы. "Сначала на более длинном пути разбега за счет меньших мышеч­ных усилий придается скорость системе, а затем на коротком от­резке пути прилагается максимальная мощность для увеличения скорости снаряда.

Условно можно выразить зависимость скорости снаряда от ве­личины силы, пути приложения этой силы и времени действия данной силы следующей формулой:

V – F x L

где V - скорость вылета снаряда; F - сила, приложенная к сна­ряду; L - длина пути действия силы; / - время приложения силы.

Для того чтобы увеличить скорость вылета снаряда, можно идти

по четырем направлениям:

1) увеличивать силу;

2) увеличивать путь воздействия силы;

3) уменьшить время действия силы?

4) комплексное направление по трем предыдущим.

Результат в метаниях зависит от скоростно-силовой и технической подготовки метателя.

В придании скорости снаряду участвуют различные звенья тела и различные группы мышц, которые работают в определенной последовательности. Причем последующие движения должны как бы наслаиваться на предыдущие, подхватывать движение. Начи­нают работу мышцы ног, затем - мышцы туловища, плеч, пред­плечья, а завершают работу мышцы кисти. Это еще одно из пра­вил эффективного техничного выполнения спортивного метания. За счет последовательного включения в работу звеньев тела снизу- вверх в фазе финального усилия происходит перенос количества движения с нижних звеньев на верхние, здесь также в работу вклю­чаются растянутые мышцы в каждом звене, и каждое звено включа­ется в работу на скорости, а не с места. Причем скорость звеньев возрастает от нижних к верхним.

Угол вылета снаряда является одним из основных факторов, определяющих результативность в метаниях. С точки зрения механики оптимальный угол вылета снаряда - 45° (в безвоз­душном пространстве и без воздействия каких-либо других сил). В реальной жизни угол вылета снаряда различен во всех видах метаний, отличается по половому признаку и весу снаряда.

В спортивных метаниях угол вылета снаряда зависит от:

  • начальной скорости вылета снаряда;
  • высоты выпуска снаряда;
  • аэродинамических свойств снаряда;
  • скорости разбега;
  • состояния атмосферы (направление и скорость ветра).
  • Угол вылета в толкании ядра колеблется от 38 до 42°, причем самым оптимальным является угол 42°, дальнейшее увеличение угла приводит к снижению результата.

Угол вылета в метании диска: у женщин - 33 - 35°, у муж­чин - от 36 до 39°. Это, по-видимому, объясняется разным весом снарядов, различной скоростью вылета и разной площадью по­верхности снаряда.

Оптимальный угол вылета в метании копья находится в пре­делах от 27 до 30° для планирующего копья, т.е. старого образца. С введением копья со смещенным центром тяжести угол увели­чился до 33 - 34°.

В метании молота самый большой угол вылета - 44°. Это мож­но объяснить большой массой снаряда и большой начальной ско­ростью вылета.

При увеличении скорости разбега угол вылета снаряда во всех видах метаний незначительно повышается, кроме метания диска, где, наоборот, угол вылета понижается.

Высота выпуска снаряда также оказывает влияние на резуль­тат в метаниях: чем выше высота, тем дальше летит снаряд. Но высоту выпуска снаряда невозможно увеличить для одного и того же метателя. Высота выпуска снаряда будет играть роль при ана­лизе результативности различных метателей. При спортивном отборе необходимо учитывать для специализации в метаниях не только сильных, но и высокорослых, длинноруких спортсменов.

На дальность полета снаряда будет влиять и сопротивление воздушной среды. При метаниях молота, гранаты, малого мяча и толканиях ядра сопротивление воздушной среды постоянно и мало, поэтому их значения обычно не учитывают. А при метании копья и диска, т.е. снарядов, обладающих аэродинамическими свойства­ми, воздушная среда может оказать существенное влияние на ре­зультат.

Аэродинамические свойства диска примерно в 4,5 раза лучше, чем копья. В полете эти снаряды вращаются: копье - вокруг своей продольной оси, а диск - вокруг вертикальной оси. Копье совер­шает примерно 25 оборотов, что недостаточно для появления ги­роскопического момента, но эта скорость вращения стабилизиру­ет положение копья в полете. При полете диска вращение его со­здает гироскопический момент, который противодействует пово­роту диска вокруг вертикальной оси и стабилизирует его положе­ние в воздухе.

В полете возникает сила лобового сопротивления, которая ха­рактеризуется отношением площади поперечного сечения снаряда к силе и скорости набегающего потока воздуха. Набегающий по ток воздуха давит на площадь поперечного сечения снаряда, об­текает снаряд. С противоположной стороны возникает область по­ниженного давления, характеризующая подъемную силу, вели­чина которой будет зависеть от скорости набегающего потока воз­духа и угла атаки снаряда. В метании копья и диска подъемная сила превышает лобовое сопротивление, увеличивая тем самым дальность полета снаряда.

Угол атаки может быть отрицательным и положительным. При встречном ветре необходимо уменьшать угол атаки, тем самым уменьшая силу лобового сопротивления. При попутном ветре угол атаки надо повышать до 44°, создавая диску свойства паруса.

При метании женского диска встречный ветер требует большего снижения угла вылета, чем при метании мужского диска. Даль­ность метания снаряда будет влиять на угол вылета: чем дальше летит снаряд, тем больше угол вылета.

Во всех видах метания, кроме толкания ядра, сила воздействия на снаряд (сила лобового сопротивления) не влияет на угол вы­лета. При толкании ядра чем меньше сила воздействия на снаряд, тем больше угол вылета, и наоборот.


Основной целью спортивных метаний является дальность полёта снаряда, однако падение снаряда должно быть в зоне, установленной правилами соревнований.

Все метания подчинены общим закономерностям механики.

Легкоатлетические метания являются ациклическими упражнениями. В зависимости от веса и формы снаряда применяются различные способы метаний. Движения метателей имеют одну цель - сообщить снаряду наибольшую скорость вылета, ибо дальность полёта снаряда зависит от начальной скорости его вылета, угла вылета, сопротивления воздушной среды. Дальность полёта определяется по формуле

Где V - начальная скорость полёта снаряда;  - угол вылета; g - ускорение силы тяжести.

Из этой формулы видно, что увеличение дальности полёта снаряда в наибольшей степени зависит от повышения начальной скорости полёта и увеличения угла вылета (так как ускорение свободного падения - величина постоянная). Однако лишь увеличение начальной скорости будет способствовать увеличению спортивных результатов. Увеличение же угла вылета имеет предел, равный 45, дальнейшее повышение этого угла не приводит к увеличению дальности полёта снаряда.

Скорость снаряду сообщается на различных по длине отрезках пути, расположенных пространственно отдельно один от другого.

Вначале скорость сообщается снаряду в процессе разбега (копьё - 7,8 м/с), скачка (ядро - 2 - 3 м/с, диск - 7 - 8 м/с) или нескольких поворотов (молот 20 - 23 м/сек) - это предварительная скорость .

Затем скорость сообщается снаряду в финальном усилии - заключительная скорость. Она возрастает по сравнению с предварительной скоростью при метании копья и толкании ядра примерно в 4 - 5 раз, при метании диска - в 2 раза, а при метании молота предварительная скорость значительно больше окончательной (соотношение примерно 5: 1).

Предварительная скорость сообщается снаряду за счёт работы мышц ног и туловища, а заключительная - за счёт включения мышц плечевого пояса и руки (копьё, ядро, диск).

Таким образом, снаряд разгоняется сначала на более длинном пути меньшей по величине силой, а затем на более коротком пути с большей силой.

Скорость вылета снаряда зависит от силы, приложенной к снаряду, длины пути воздействия силы на снаряд и времени приложения силы. Эту зависимость можно выразить формулой

Где V - скорость вылета снаряда; F - сила, прикладываемая к снаряду; l - длина пути воздействия силы; t - время приложения силы.

Если рассматривать как градиент силы (скорость её нарастания), то можно сказать, что дальность полёта снаряда зависит от градиента силы и длины пути приложения усилий к снаряду. Если градиент силы измерять скоростно-силовым индексом, а длину пути приложения усилий к снаряду брать как степень технического мастерства, то в конечном итоге мы приходим к выводу, что результат в спортивном метании находится в прямой зависимости от скоростно-силовой подготовки и технического мастерства.

Для увеличения скорости движения снаряда крайне важно, чтобы на всём пути усилия возрастали. Это достигается путём последовательного подключения всё более мелких мышц.


Рис. 9. Схема последовательного включения мышечных групп метателя в работу финального усилия при метании копья:

1 - ноги; 2 - туловище; 3 - плечо; 4 - предплечье

Пример последовательности включения определённых мышечных групп в работу можно увидеть на рис. 9, где изображено финальное усилие в метании копья.

На отрезке 1  4 - многозвенное строение тела метателя. Набрав скорость в разбеге, копьеметатель при постановке левой ноги в упор под действием инерции массы тела и работы правой ноги ускоренно перемещает туловище и руку с копьём (сектор а ). Закончив движение до вертикали, нижнее звено останавливается. Под действием инерции и усилий мышц туловище движется до вертикали (сектор б ). Далее под действием инерции и усилий мышц плечевого пояса плечо движется до вертикали (сектор в). И, наконец, под действием инерции массы предплечья, массы копья и мышц предплечья (сектор г) копьё в верхней точке по касательной покидает руку метателя.

Угол вылета снаряда существенно влияет на дальность полёта и зависит от начальной скорости вылета, высоты выпуска снаряда над землёй, аэродинамических свойств снаряда (для диска и копья), состояния атмосферы (направления ветра), скорости разбега (для копья и ядра).

Оптимальный угол вылета для всех снарядов меньше 45. Для результатов уровня  разряда и выше оптимальный угол вылета снаряда находится в пределах (при отсутствии ветра): в толкании ядра - 38 - 41; в метании копья - 24 - 30; в метании диска у женщин - 33 - 35; у мужчин - 36 - 39; в метании молота - 44.

Во всех видах метаний, кроме диска, с увеличением скорости разбега угол вылета незначительно повышается (в метании диска понижается).

На дальность полёта снаряда влияет сопротивление среды. При метании молота, гранаты и толкании ядра эти воздействия ничтожно малы, поэтому в спортивной практике они не учитываются. При метании копья и диска воздушная среда оказывает положительное влияние, так как она создаёт подъёмную силу.

На дальность полёта оказывает влияние и высота точки вылета снаряда. Поскольку высоту точки вылета для каждого спортсмена увеличить невозможно, то этот фактор не рассматриваем.

Технику спортивных метаний для удобства изучения можно разделить на части в соответствии с их задачами:


  1. держание снаряда;

  2. подготовка к разбегу и разбег;

  3. подготовка к финальному усилию;

  4. финальное усилие;

  5. вылет и полёт снаряда.
Держание снаряда. Задача этой части - держать снаряд так, чтобы выполнить метание свободно, с оптимальной амплитудой движения. Правильное держание должно способствовать передаче метателем снаряду силы для движения его по наибольшему пути в нужном направлении, а также выбрасыванию снаряда с наибольшей скоростью. С целью увеличения пути приложения силы в заключительной фазе снаряд удерживается кистью так, чтобы он был ближе к концам пальцев.

Подготовка к разбегу и разбег. Основная задача этой части - сообщение системе "метатель - снаряд" оптимальной начальной скорости.

Разбегу предшествует выполнение метателем в исходном положении различных движений, которые совершаются предварительным раскачиванием тела и размахиванием отдельных звеньев тела, а также снаряда. Главная задача этих движений: сосредоточить внимание на выполнении метания в целом; подготовить рациональное исходное положение; привести мышцы в растянутое состояние; сообщить снаряду начальную скорость.

Энергия, приобретённая метателем при вращении, находится в прямой зависимости от величины угловой скорости массы тела и радиуса его вращения.

При разбеге в форме поворота метатель может придать ускорение снаряду только при опоре ногами о грунт. Причём в двухопорном положении спортсмен воздействует на снаряд с большей, чем в одноопорном положении, силой и придаёт ему большее ускорение.

В метаниях при любой форме разбега увеличение скорости выше оптимальной, когда теряется контроль за движениями, является отрицательным моментом. Однако метатель должен повышать оптимальную для себя скорость разбега.

Подготовка к финальному усилию. Задача этой части - при минимальной потере линейной скорости движения снаряда ускоренным движением отдельных частей тела растянуть мышцы всех звеньев тела так, чтобы создать условия для их последовательного сокращения. Нужно прийти в такое положение, чтобы снаряд оказался на возможно большем расстоянии от предполагаемой точки вылета (рис. 10 - 18). Это положение достигается с помощью оптимального наклона, поворота или скручивания туловища в сторону, обратную направлению метания, а также сгибания ног до оптимальных пределов и расстановки ног на необходимую ширину.

Ширина расстановки ног для каждого метателя определяется опытным путём.


Рис. 18. Положение в момент вылета копья

Рис.10. Положение перед толчком ядра

Рис. 13 Положение перед выталкиванием ядра


Рис. 12. Положение перед броском копья
В процессе подготовки к финальному усилию возможно также незначительное увеличение скорости движения снаряда (не всей системы "метатель - снаряд") или за счёт группировки спортсмена (метание диска), или за счёт уменьшения наклона туловища (толкание ядра). В целом же


Рис.14. Положение перед выбрасыванием диска

Рис. 15. Положение перед выбрасыванием копья



Рис. 11. Положение перед броском диска


Рис. 16. Положение в момент вылета ядра

Рис. 17. Положение в момент вылета диска

подготовка к финальному усилию является пассивной, ибо в этот момент из-за отсутствия ускорения происходит снижение скорости движения системы "метатель - снаряд".

Финальное усилие. Задача этой части метания - сообщение снаряду максимальной скорости вылета под оптимальным углом при правильном его расположении в пространстве. Эта задача выполняется за счёт быстрого, строго последовательного сокращения мышц, прежде всего мышц ног.

Как только метатель занял двухопорное положение после разбега, мышцы ног, сокращаясь, поднимают туловище. Одновременно происходит выведение таза вперёд. Выпрямление ног и выведение таза вперёд необходимы для того, чтобы мышцы туловища остались растянутыми, а выпрямленная левая нога послужила упором для прекращения движения звена.

Особое значение в финальном усилии имеет последовательное сокращение мышц. Установлено, что если соблюдается очерёдность сокращения мышц, т.е. сила последующей мышцы включается в тот момент, когда сила предыдущей равна нулю, достигается наивысшая скорость движения снаряда.

Вылет и полёт снаряда. На дальность полёта снарядов, обладающих аэродинамическими свойствами (диск, копьё), кроме высоты вылета, скорости стартового разгона силы воздействия на снаряд, начальной скорости вылета влияет состояние атмосферной среды (встречный или попутный ветер).

Аэродинамические свойства диска в 4,5 раза лучше чем у копья. В полёте диск и копьё вращаются. Копьё вращается вокруг горизонтальной оси, диск - вертикальной. При полёте диска возникает гироскопический момент, в результате чего его положение в воздухе стабилизируется.


Рис. 19. Схема возникновения подъёмной силы у летящего диска:

- прямой удар;  - косой удар с нормальным положением диска;  - косой удар с повышенным углом атаки
В метании копья снаряд совершает до 25 оборотов, что недостаточно для возникновения гироскопического момента, но большая скорость вращения всё же стабилизирует в какой-то мере положение копья.

В метании копья и диска подъёмная сила превышает лобовое сопротивление, увеличивая тем самым дальность полёта

При метании копья оптимальный угол атаки находится в пределе 2 - 10.

На дальность полёта диска и копья влияет угол атаки. Полёт диска происходит с разными углами атаки. Первое время диск летит с выгодными углами атаки и воздушная среда в большей степени способствует увеличению дальности полёта. Затем, по мере увеличения углов атаки, воздушная среда всё меньше и меньше способствует полёту диска, и, наконец, при углах атаки больших, примерно 42, воздух начинает тормозить скорость полёта диска и уменьшает его дальность.

Таким образом, полёт диска можно разделить на две зоны: 1-я - удлиняющая полёт и 2-я - укорачивающая (рис. 20).

Способ выброса диска с отрицательным углом атаки более предпочтителен по сравнению со способом метания в ребро, так как позволяет увеличить дальность метания и уменьшить потери в результатах при ошибках в углах. Угол вылета диска при попутном ветре надо повышать до 44. При этом угол атаки становится положительным, и метателю целесообразнее выбрасывать диск, направляя свои усилия в ребро. При встречном ветре диск целесообразно выбрасывать под углом 27

При метании "женского" диска в условиях встречного ветра требуется большее снижение угла вылета (до 23), чем при метании "мужского".

При метании копья с увеличением дальности метания углы вылета повышаются примерно с 37 (результат 67 м) до 39 (результат 92 м).

Рис. 20. Полёт диска в воздухе

Во всех метаниях, кроме толкания ядра, сила воздействия на снаряд не влияет на угол вылета. А при толкании ядра чем меньше сила воздействия на снаряд, тем больше угол вылета, и наоборот. Техника сильнейших мастеров.ppt

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Виды метания, их специфика

Метания - это легкоатлетические упражнения, которые требуют кратковременных, но значительных усилий называемых еще «взрывными». Целью этих упражнений является перемещение снарядов на наиболее возможные расстояния. Упражнения в метании помогают гармоничному развитию таких двигательных качеств как: сила, быстрота и ловкость.

Метание по праву относят к самым древним физическим упражнениям. Разнообразные упражнения с метательными снарядами в течение многих тысячелетий помогали совершенствовать физические способности человека, развивали его мышление, способность к анализу. Метание - сложное упражнение. Ведь при броске требуется соразмерить направление, амплитуду, силу и скорость движения руки с моментом выпуска снаряда, выбрать наиболее рациональную структуру движений начиная от принятия определенного исходного положения и кончая сохранением равновесия после броска. Упражнения с мячом и само метание способствуют развитию всех видов координации (внутримышечной, межмышечной, сенсорно-мышечной).

Мяч находится в непосредственном контакте с пальцами рук, развивает кисть как «познавательный орган» (форма, объем предмета, плотность, температура), так же способствует развитию мелкой моторики рук, которая в свою очередь находится в тесной взаимосвязи с уровнем развития умственных способностей. Выполнение метания в полной координации, с участием крупных мышц туловища и конечностей способствует развитию телесной ловкости,При выполнении метаний активно работают все основные мышечные группы плечевого пояса, туловища и ног. Выполняются упражнения быстро, при большой амплитуде и требуют точности.

Таким образом, роль метания, как средства физического развития детей, особенно младшего школьного возраста, очевидна

Метания делятся на 3 вида:

Легкие снаряды «копье, граната, малый мяч» метают с разбега броском из-за головы;

Более тяжелые снаряды «диски различного веса» метают с разгона снаряда, используя вращение тела метателя;

Тяжелые снаряды «ядра различного веса» толкают со скачка.

Методика обучения метанию детей младшего школьного возраста.

Базовый компонент программы по физическому воспитанию учащихся 1-4 классов средней школы включает, кроме прочих, раздел легкая атлетика, в который, наряду с ходьбой, бегом и прыжками входят метания и являются обязательным двигательным действием для изучения школьниками.

Для обучения метанию младших школьников используют малый мяч. Начинать обучение метанию малого мяча следует с метания в цель и на дальность. В дальнейшем метание малого мяча заменяется метанием копья и гранаты. Обучение метанию мяча, гранаты, и копья имеет много общего, и только немного отличается из-за формы снаряда.

В начале обучения метать в полную силу не рекомендуется. Это может привести к травмам локтевого сустава.К обучению метанию приступают после того, как учащиеся приобретут некоторый навык владения мечом.

Методика обучения метанию детей младшего школьного возраста включает в себя три последовательных этапа.

Использование специальных упражнений, развивающих правильную технику обращения с мячом. Примерный перечень упражнений:

Бросить мяч в пол и поймать его.

Бросить мяч вверх и поймать его.

Бросить мяч вверх (в стену), дать ему упасть на пол и после отскока поймать.

Бросить мяч в стену и поймать его, не дав упасть на пол.

Бросить мяч под углом в пол, дать ему удариться в стену, затем о пол и поймать его после отскока.

Стоя спиной к стене вплотную бросить мяч в стену над головой и после отскока от пола поймать его.

То же, но поймать мяч, не давая ему упасть на пол.

Стоя лицом к стене бросить мяч в стену и поймать его с поворотом спиной к стене после отскока от пола. упражнение метание школьный

То же, но поймать мяч, не давая ему упасть на пол.

Бросить мяч правой рукой под левую ногу и поймать левой рукой.

То же, левой рукой под правую ногу.

2. Ознакомление с техникой метания мяча.

Решая эту задачу, преподаватель показывает технику метания мяча с полного разбега, объясняет особенности отдельных фаз метания, знакомит с правилами соревнований.

3. Обучение держанию и выбрасыванию снаряда.

Для правильного и точного броска необходимо правильное держание снаряда. Мяч удерживается фалангами пальцев метающей руки. Три пальца размещены как рычаг, сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку. При обучении правильному хвату надо следить, чтобы обучающиеся не держали мяч излишне крепко. Мяч держат перед собой или у верхней кромки черепа, такое положение позволяет более рационально выполнить последующее отведение снаряда в разбеге.

Последовательность обучения:

Броски мяча и ловля.

Метание мяча из-за головы, стоя лицом по направлению метания. И.п. - стать лицом по направлению метания, левая нога (при метании правой рукой) впереди на всей ступне, правая сзади на носке, правая рука впереди, мяч на уровне головы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Специфика проведения учебно-тренировочных занятий с детьми младшего школьного возраста с учетом их анатомо-физиологических особенностей. Анализ эффективности упражнений с применением асан йоги для развития гибкости у пловцов младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2012

    Физическая подготовка в баскетболе, развитие выносливости и гибкости, скоростных, силовых и координационных способностей. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста, упражнения для развития физических качеств.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2012

    Формирование культуры личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры. Возрастные особенности физического развития детей старшего школьного возраста. Характеристика специальных упражнений лыжника для развития качеств.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2014

    Особенности физического развития детей среднего и старшего школьного возраста. Задачи физического воспитания в среднем и старшем школьном возрасте. Специфика физических нагрузок в подростковом возрасте. Силовые упражнения с малыми и средними отягощениями.

    реферат , добавлен 27.11.2009

    Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов. Методика проведения различных подвижных игр для развития физических качеств у детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2011

    Анатомо-физиологические и психические особенности развития детей 6-7 лет. Характеристика действий с мячом и методика обучения им дошкольников. Особенности влияния упражнений с мячом на развитие ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2010

    Роль гигиенического и физического воспитания детей. Виды закаливания школьников. Использование физических упражнений в естественных условиях для физического воспитания школьников. Спортивные упражнения на воздухе зимой. Физические упражнения летом.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2009

    Психолого-педагогическая характеристика детей и подростков с нарушением интеллекта. Виды выносливости, основные средства и методы ее развития у детей школьного возраста. Развитие физического состояния, психомоторики и двигательных способностей у молодежи.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2015

    Сущность понятия силы и силовых способностей. Средства и методы их развития. Возрастные особенности детей 15-16 лет. Темпы прироста различных физических качеств у детей старшего школьного возраста. Разработка комплексов специальных физических упражнений.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2015

    Физические упражнения как основное и специфическое средство формирования осанки. Роль оздоровительных сил природы и гигиенических факторов в формировании осанки. Комплексное применение средств закаливания. Выполнение режима дня и личной гигиены.

Метание как средство физического воспитания

Различные виды метаний человек был вынужден использовать в борьбе за свое существование уже в далекие времена. Метая камни, палки, дротики, позднее и копье, он защищал себя от диких зверей и добывал себе пищу. Метание копья и дротиков играло первостепенную роль во время войн.

Различные виды метаний не утратили своего значения и в наши дни. Легкоатлетические метания широко используют в учебно-тренировочной работе спортсмены многих спортивных специализаций. Программа легкоатлетических метаний достаточно полно представлена в рамках крупнейших соревнований и привлекает спортсменов и зрителей.

Метания являются упражнениями в перемещении различных метательных снарядов в пространстве на дальность и в цель. В легкой атлетике метания совершаются на дальность в определенных местах (секторах), но при этом, согласно правилам снаряд должен приземлиться в области сектора или коридора (при метании гранаты). Форма и вес снарядов определяют наиболее целесообразные способы метания.

В легкой атлетике существует следующая классификация метаний (табл.1).

Техника метаний разнообразна. Если для метания с места мяча и камней используется несложная техника, то для метания копья, диска, молота и ядра необходима техника, требующая высокой координации движений, силы, быстроты.

Как физическое упражнение – метание требует участия всех мышц тела. Особенно большую нагрузку выдерживают мышцы туловища, связки рук и тазобедренных суставов, при этом нагрузка бывает настолько большой, что при хорошей технике, но при недостаточной подготовке, возможны растяжения мышц и связок суставов рук и ног.

Таблица 1

Метания как вид физических упражнений прекрасно развивают силу, быстроту и ловкость. В метаниях движения совершаются по большой амплитуде.

Деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы во время метаний активизируется значительно меньше, чем во время бега и прыжков. Это дает возможность заниматься легкоатлетическими метаниями людей разного возраста и пола.

В процессе занятий легкоатлетическими метаниями совершенствуются волевые качества занимающихся. Участвуя в соревнованиях, спортсмены приобретают навыки владения собой, добиваются новых, более высоких спортивных достижений.

Все это позволило легкоатлетические метания (метание малого мяча и гранаты) включить в содержание комплекса ГТО.

Статьи по теме: